Приморская организация союза художников России: Молодёжная выставка, 9 — 28 апреля 2019 года

Каждый зритель справедливо ожидает получить удовольствие от просмотра произведений искусства. Одной из важных особенностей изобразительного искусства согласно привычному общению с академической школой — это дарить встречу с прекрасным, будить яркие эмоции, окрашенные радостью, восторгом и наслаждением. Опытный мастер всегда создаст гармоничную композицию, которая подарит визуальное удовольствие зрителю. Выставка же молодых художников, как правило, полна «сюрпризов» самого разного рода.

Например, молодой художник может маскировать неудачи пространственного решения картины под художественный замысел. В то же время молодым людям свойственно генерировать множество идей, которые яркостью и необычностью компенсируют шероховатость исполнения. Смелость и отвага ложатся в основу механизма создания искусства молодых. Как весенний ветер приносит свежесть, так молодые дарят веру в будущее. В подтверждение можно вспомнить, как в конце 80-х в Лондоне прошла выставка студентов колледжа Голдсмит, которую организовывал наиболее известный представитель группы — Дэмиен Хёрст. В художественном смысле «Молодые британские художники» являлись представителями концептуального искусства. Это было связано с образованием. В их учебном заведении была введена инновационная модель обучения будущих художников, упор в которой делался не на умение рисовать, писать красками и т.д., а на знание основ концептуального искусства и развитие личности студента, повышение уровня инициативности человека, желание создавать нечто принципиально новое, часто шокирующее публику. Со всем вышесказанным необходимо понимать, что представители брит-арта — группа художников, которые на протяжении определенного временного промежутка формировали некий общий дискурс, устраивали общие выставки и т.д. С точки зрения художественной реализации замысла работ у представителей этой группы не было объединяющего фактора, тем не менее, молодые люди сформировали определенный вызов, одним из ответов на который можно считать стакизм — течение в современном искусстве, выступающее за фигуративную живопись в современном искусстве. Представители движения провели ряд провокаций, направленных на то, чтобы показать, что многие концептуалисты создают «нечто» в надежде, что зритель сам найдет какой-то смысл в произведении. Можно сказать, стакисты выступали против концептуализма без концепта, без идеи. Их самый известный лозунг: «художник, который не рисует — это не художник», поскольку многие «молодые британские художники» работали с инсталляциями, используя мотивы и методы массовой культуры и медиа, вынуждая зрителя сомневаться в испытанных чувствах и выходить за границы привычного и комфортного. Хотим мы того ли нет, арт-сообщество молодых британских художников доказывает, что смелые эксперименты молодых могут захватить опытных и искушенных специалистов, которые будут потом продвигать неординарное и непривычное творчество экспериментаторов.

В случае с молодыми художниками, которые представляют свои работы на Молодежной выставке во Владивостоке, можно отметить ту самую смелость, которая балансирует между абсолютной откровенностью и отсутствии запретных тем у молодых людей. Сможет ли эта характерная черта завоевать уважение и признание у зрителя, как это было у западных коллег? Возможно, художники прибегают к заведомо щекотливым темам, чтобы исследовать свои собственные границы дозволенного без оглядки на окружающих, а возможно, провоцируют зрителя Владивостока, напоминая, что живопись, помимо прочих задач, ставит перед собой необходимость фиксировать образы современности. Необходимо помнить о важной способности человека рефлексировать, распутывая социальные «клубки проблем», одновременно намечая направление, которое способствует развитию общества, а не его регрессу.

Анастасия Шиверских представляет проект эротических набросков «Ателье», выполненный по мотивам пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира». В некоторых графических работах легко узнаются главные герои пьесы, обстановка, атмосфера пьесы, но в данном случае Анастасия не иллюстрирует пьесу, а указывает на повторяемость сюжетов в отношениях людей. Ольга Мишукова, Александра Анюхина, Мария Апаликова, Ангелина Мариупольская, Глеб Нестреляев, Дарья Павлова, Анатолий Расстреляев, Тамара Перепёлкина, Наталья Русанова, Дарья Фищук, Ольга Хатамова, Дарья Шошина, так или иначе, касаются норм морали и этики через изображение обнаженных тел. Есть ли место стыду, где это место и есть ли еще стыд? Или сегодня должны обсуждаться другие причины для стыда? Вадим Сильно обращает на себя внимание экспрессивностью образов, отсылая к творчеству классиков искусства ХХ века, начиная с Э. Мунка и заканчивая Жан-Мишелем Баския. Татьяна Бражник, Станислава Вернер и Владимир Ершов, Петр Литвинцев, Злата Мулярская, Валерия Торогинская, Виктория Шарманкина пытаются показать, как меняется восприятие природы и пейзажа. Или не меняется. Можно ли по пейзажной живописи судить о современном обществе? Кристина Ровная, Виктория Радюкова и Михаил Петров через портреты поднимают важную тему психологизма в изобразительном искусстве. Жизнеспособны ли традиции академической портретной живописи в обществе, где «селфи» становится самым используемым инструментом для подчеркивания внешней привлекательности? На эти и другие вопросы невозможно ответить односложно и однозначно. Искусство оживает, становится понятнее и ближе, когда мы о нем говорим. Можно предположить, что среди художников выставки «Молодежная» есть те самые радикалы от искусства, которые способны изменить мир. По крайней мере, себя как индивид общества, нуждающегося в обновлении.

Юлия Климко,
искусствовед

Приморская организация союза художников России
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14а

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 384

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter