Приморская организация союза художников России: Коллективная выставка, посвящённая Владивостоку, 21 июня — 17 июля 2016 года

«Связь человека с местом его обитания загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность…» С этих слов начинается известная книга Петра Вайля «Гений места». В них точно уловлен посыл, побуждающий художника к созданию вещей, посвященных конкретной территории.

Владивосток всегда слыл самобытным городом, не похожим на какой-либо другой. Отчасти это обусловлено внешней экзотикой: море, открывающееся вдруг в повороте улицы, рисунок сопок, уголки Миллионки, заселенные сегодня кафешками и магазинами, а с недавних пор мосты, вантами разрезающие пространство. Едва ли не сильнее внешних эффектов образ города проявляется в особой атмосфере, присущей только Владивостоку – вечно спешащему, неспокойному, стремительно передвигающемуся по узким улицам, бегущим вдоль моря. Трудно удержаться от соблазна запечатлеть этот образ.

Не случайно, ежегодная коллективная выставка в Приморском отделении Союза художников России, посвященная Владивостоку является одной из самых многочисленных по количеству авторов и разнообразию творческих манер. В 2016 году в представленном материале выявляются три основных мотива: собственно, город с его архитектурной конкретикой, город через изображение человека и ассоциативный образ, созданный из множества деталей, нюансов, связанных с историей места, особенностями географии.

«Вид с Орлиной сопки» (Е. Гуляева), «Галереи Владивостока.», «На Фокина» (В. Камовский), «Вечер в Покровском парке» (Г. Кунгуров), «Бухта Золой Рог. 36-й причал» (П. Мястовский), «Улица Суханова» (М. Романов), «Улица Русская» (В. Убираев), «Дом на Пологой» (М. Фролов), «Пушкинский сквер. Март 1999» (А. и Е. Петровских) и ряд других работ являются своеобразными фрагментами карты города. В них Владивосток узнаваем: это история улиц, дворов, скверов, наделенная некоей повествовательностью. В них происходит фиксация городского облика, стремительно меняющегося год от года.

В центр произведений Ю. Аксенова (серия «Творцы. Памяти художников Приморья»), И. Коморного («Бурлюк и птица Хо») поставлен человек творческой профессии, что символично: эстетическое освоение места происходило благодаря тому, что еще в начале ХХ века художники начали создавать образ города, в свою очередь становясь частью его истории.

Художественный образ Владивостока был бы незавершенным, если бы не было работ, связанных с ним не напрямую, но порождающих гамму эмоций, ощущений, ассоциаций. Это работы Л. Козьминой (серия «Песни сирен»), Е. Макеева (серия «Отражения»), М. Холмогоровой («Прогулка»), Е. Архиповой («Регата»), Г. Максимюк («Праздник в городе»), В. Погребняка («Рыбак»), А. Смыченко («Дыхание моря»), Н. Рыбак («Город моряков») и др. авторов. Намеренно не выделены виды искусства, в которых работают художники. В живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, в том числе в ювелирном, Владивосток остается многоликим и очень красивым городом нашенским.

В этом году выставка, посвященная городу, стала частью арт-проекта, который поддерживает администрация Владивостока. Второй его частью является персональная выставка фотографии известного художника Глеба Телешова в галерее современного искусства «Арка». Она называется «Больше чем воспоминание» и включает черно-белую фотографию, изготовленную традиционным аналоговым способом.

На выставке представлены работы из серии «Портрет в интерьере», «Острова» и видео инсталляция «1999 — ... ». Все работы сделаны во Владивостоке за период с 1988 по 2016 гг. В каталог вошли обе выставки

Приморская организация союза художников России
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14а