Приморская организация союза художников России: выставка живописцев Ольги и Ивана Никитчик, 24 апреля 2013 в 17:00

Новая выставка уссурийских художников Ивана и Ольги Никитчик в залах Приморской организации Союза художников России открывается в юбилейный для Ивана год: в январе в Рождественский день он праздновал круглую дату в кругу многочисленный друзей. И этим изменил сложившейся традиции — не устраивать громких празднеств. А вот выставку во Владивостоке, напротив, решил сделать по устоявшемуся в семье правилу — вместе с Ольгой Никитчик.

Плодотворный и многогранный, этот творческий союз длится не одно десятилетие. За годы, прошедшие после окончания Дальневосточного института искусств, сформировались интересы и любимые темы художников, сложился творческий почерк.

Не только учеба на одном курсе Дальневосточной академии искусств сблизила их. Счастливым образом совпали их взгляды на творчество, неугомонный нрав. Он побуждает Ольгу организовывать не только свои собственные выставки, но и большие международные художественные проекты, Ивана — легко перемещаться по Приморью: из родного Уссурийска, во Владивосток, на очередной вернисаж, или в Андреевку, на творческую дачу, место отдыха и вдохновения.

Однако, не смотря на духовное родство этой пары, каждый из художников самобытен и неповторим.

Стилистика работ раннего периода И. Никитчика не схожа с сегодняшними. Участник Шикотанской группы, Иван считал близкой общую стилистику творчества художников-шикотанцев. Суровая природа Камчатки, заснеженные горы, серое полотно взлетной полосы местного аэропорта выполнены графично практически в монохромной гамме. Одна из работ этого периода — «Камчатка» (1988) — была представлена на выставке в музее ДВФУ «Артэтаж», посвященной 50-летию Дальневосточной академии искусств, и явила художника, чья живопись сформировалась в соответствии с тенденциями регионального искусства 1980-х, но не стала застывшим явлением, а эволюционизировала в соответствии со временем.

Сегодня живопись Ивана — реалистический пейзаж, в котором находит отражение и континентальное Приморье, и побережье. Художник пишет Уссурийск и его окрестности, давно ставшие родными. Разные уголки города, дачные места под Уссурийском, стожки на поле, церковь — сюжеты складываются в лирическую картину, рождающую ощущение светлого дня, гармонии. Настроению соответствуют колористический строй и манера автора: отсутствие резких контрастов, импрессионистский мазок характеризуют видение художником этих мест.

Иван много работает на пленэре, хорошо знает натуру. Часть времени Иван Никитчик работает в Андреевке, где вместе с Ольгой Никитчик они несколько лет назад открыли галерею «Арт-берег». В морских пейзажах Ивана, свободных по композиции, сдержанных по цвету, есть нечто эпическое, навеянное океаном. Эти масштабность и ощущение моря, как стихии, а не пляжного местечка, сформированные в ранние годы, остались как глубинная основа творчества.

Живопись Ольги Никитчик — другая стихия. Декоративные полотна, экспрессивные по цвету, насыщенные образами, от которых исходит энергия жизни, неожиданно оказываются очень женскими, притягательными, с вдруг открывающейся беззащитностью. Выросшая в семье художника Кима Коваля, одного из основателей уссурийской живописной школы, Ольга пришла в искусство довольно рано, участвуя в серьезных выставках практически с институтской скамьи.

Ее ранние работы говорят о художнике серьезном, требовательном, в чем-то даже жестким к себе, поскольку неизбежно возникала ситуация сравнения с творчеством отца. «Рыбачка Шикотана», морские натюрморты, «Камчатский этюд», написанные в 1990-х говорят, говорят об Ольге Никитчик, как о художнике, рано состоявшемся и соответствующем духу времени.

Однако поиск себя, своей собственной манеры происходил уже тогда. В следующий период творчества зрителю открылся другой художник, который ищет себя в разных жанрах и сюжетах. Ей оказывается очень близкой женская тема. Героини Ольги вписаны в некий фантазийный контекст: это может быть сказочный зимний лес, морской берег, мокрый от дождя сад, сумеречное пространство комнаты. Женские образы открывают особый мир, эмоциональный и загадочный мир женской души. Работы Ольги этого времени выразительны по цвету, интересны по композиционному ритму и идее, отражающей стремление автора к свободному выражению творческой натуры.

Созидательная натура Ольги Никитчик проявляется не только в художественном, но и в организационном качестве. Ольга — неутомимый энтузиаст: организатор и руководитель международной творческой группы «Цветы мира», объединившей женщин-художниц стран АТР, инициатор создания группы уссурийских художников «Круг», организатор художественной акции «Мост дружбы», благодаря которой в Уссурийске и городах-партнерах регулярно проходят международные выставки, многочисленных международных выставок в странах АТР, США, Австралии. Эта неутомимость позволяет пополнять и творческую копилку: в результате поездок и контактов с художниками разных направлений и традиций рождается новые сюжеты и проекты.

Сегодня живопись Ольги и Ивана Никитчик не только продолжение традиций дальневосточного искусства, сложившихся во второй половине ХХ века, но и одна из интересных страниц современной художественной жизни, в которой отчетливо звучит голос каждого.

Ольга Зотова,
Доцент кафедры журналистики и издательского бизнеса ШГН ДВФУ

Приморская организация союза художников России
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14а

Метки: , ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 1 642

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter