Приморская организация союза художников России: «Искусство эстампа», 6 июня 2012 в 17:00

Словари и справочники по искусству дают лаконичное определение эстамп — «отпечаток на бумаге изображения, выполненного любым способом гравирования (гравюра, офорт, литография, выполненные при участии художника-автора) и являющийся станковым произведением художественной графики». Как самостоятельное направление изобразительного искусства в России эстамп получил развитие во второй половине 19 века, существуя до этого в большей степени как репродукционная техника. Однако чрезвычайно быстро обрел популярность, не только как вид тиражного искусства, но и как одна из техник, используемых в иллюстрировании книги.

Расцвет эстампа пришелся на советское время: отчасти это было обусловлено невысокой ценой отдельной работы (при высоком художественном уровне), отчасти из-за интереса к технологическим возможностям печати, эксперименту, возможность которого давал материал. Ксилография, линогравюра, офортные техники, литография давали художнику широкие возможности самовыражения.

В Приморском крае графика как отдельный вид искусства сформировалась в 1960-е годы. Линогравюра и офорт оказались наиболее популярными способами получения оригинала, с которого делались оттиски. Темы истории Советской страны, морского и городского пейзажа, рыбацкого труда были воплощены в десятках графических листов, авторами которых были М. Филиппов, С. Ясенков, Ф. Бабанин, Б. Лобас, В. Чеботарёв и др. Нет смысла перечислять всех, потому что в 1970-е годы трудно назвать художника в Приморье, который не попробовал бы себя с той или иной мерой успеха в печатной графике. Линолеум, доски и литографские камни были привычным атрибутом мастерской художника.

Отдельные мастера посвятили свою жизнь графике практически полностью. Так, с именем В. Чеботарёва связан расцвет этого вида искусства. В станковой графике он создавал законченные серии, являющиеся повествовательными циклами, посвящёнными темам революции в Приморье, гражданской и Великой Отечественной войнам.

Единственным, отразившим тему творческих поездок на Шикотан в графике, оказался И. Кузнецов, автор удивительно тонких по исполнению и в то же время масштабных линогравюр.

К сожалению, к концу ХХ века печатная графика, как вид искусства, утратила популярность. Обесцененная массовым тиражированием, вынужденная состязаться с новыми тенденциями в дизайне интерьера она оказалась невостребованной в ситуации новой визуальной культуры, сформированной электронной «экранной» средой. Настолько, что сегодня многие имеют весьма отдаленное представление о том, что такое эстамп.

Между тем эстамп, обладающий изяществом и собственной эстетикой, легко находит свое место в любом, даже в камерном интерьере, дает возможность насладиться искусством, требующим внимательного разглядывания (в силу специфики формата). Он позволяет художнику продемонстрировать этапы создания работы, когда делаются оттиски с формы в процессе внесения в нее корректив.

Хочется верить, что сегодня начинает возрождаться интерес к искусству эстампа. Отдельное внимание ему уделяют коллекционеры, вернувшись к идее создания специальной частной коллекции, сформированной исключительно из оттисков. Примечательно, что к этому направлению обращаются студенты художественных специальностей. Они вновь берут в руки штихель.

С идеей проведения выставки, в которой отразится некая преемственность поколений, выступил Заслуженный художник РФ Г. Кунгуров. Его с энтузиазмом поддержали все участники выставки, собрав по крупицам работы ушедших из жизни либо живущих сегодня в других городах и даже странах художников. На выставке представлено около 200 работ разных поколений художников Владивостока, Находки. Работами из фондов музея в выставке участвует общественный фонд «Артэтаж». В числе работ, которые за последние десятилетия (!) ни разу не участвовали в выставках графические листы таких мастеров приморского искусства как К. Шебеко, Т. Кушнарёв, Ф. Бабанин. Зритель также увидит работы В. Чеботарёва, А. Куценко, Ф. Конюхова, Р. Тушкина, И. Кузнецова, Г. Кунгурова, А. Камалова, В. Быкова, С. Горбачёва. В самостоятельную часть выставки выделены лучшие работы студентов Дальневосточной академии искусств (преподаватель Г. Кунгуров) и Дальневосточного федерального университета специальности «графический дизайн» (преподаватель И. Фомичёва).

Выставка проводится в рамках акции Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» «Картина русского мира». Вернисаж состоится 6 июня в 17 часов в залах Приморской организации Союз художников России по адресу: ул. Алеутская, 14-а.

Ольга Зотова,
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры массовых коммуникаций
Школы гуманитарных наук ДВФУ

Приморская организация союза художников России
Адрес: г. Владивосток, ул. Алеутская, 14а