Сергей Голлербах. «Лебединое озеро»

Во многих театрах мира наблюдается за последние годы тенденция модернизировать постановки классических пьес и опер. Действие в них переносится из предыдущих столетий в двадцатый век, соответственно меняются декорации и костюмы. Делается это в надежде, что такая модернизация привлечёт зрителей и поможет им лучше понять содержание данного театрального произведения. А может быть и для того, что бы шокировать публику и создать скандальный успех. Так, например, в постановке одной из опер Рихарда Вагнера жилище древних германских богов Вальхалла превращено в крышу современного небоскрёба с граффити на стенах. В опере «Дон Джованни» Моцарта в Нью-Йорке дуэли между доном и Командором не происходит… Герой попросту пробирается в спальню Командора, находит его в пижаме, хватает его и бьёт головой об стенку. На стенке появляются брызги крови (не настоящей, конечно). В фильме «Ричард Третий» действие драмы Шекспира происходит в Англии перед самым началом Второй мировой войны. Король и многие придворные симпатизируют Гитлеру. В одной сцене автомобиль короля попадает в лужу и там застревает. Выскочив из него, Ричард произносит свою знаменитую фразу — «Пол царства за коня!». Единственно это имело какой-то смысл.

Всем известно, что дурной пример заразителен. Поддавшись этому соблазну, я решился сделать дерзкую попытку модернизировать балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Действительно, мы можем сказать, что нам надоели всякие принцы и принцессы, злые и добрые волшебники. Жизнь изменилась и искусство должно отражать сегодняшний день. Так вот моя версия «Лебединого озера».

Во-первых, никакого озера нет, на сцене вы видите большой дом, в нижнем этаже которого находится магазин. В витрине стоит большой аквариум с тропическими рыбками, а на поверхности воды плавает игрушечный лебедь. Дом и магазин поэтому называется «Лебединое озеро». Характер дома должен быть взят с картин бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, то есть иметь мрачный и таинственный вид. Почему? Потому что в доме хранится тайна. Какая же? А вот какая: западные предприниматели посылают в страны Восточной Европы приглашения молодым девушкам поступить на работу в качестве нянек, компаньонок и секретарш. Соблазнённые такими предложениями, девушки едут в западные страны, но попадают во власть сутенёров и оказываются в публичных домах. У них отнимают паспорта и эксплуатируют безжалостно. Вы уже догадались, о чём идёт речь: лебеди — это пленные девушки, а злой волшебник — сутенёр… Ну, а кто же наш принц? Он — член организации Корпус Мира, цель которой помощь страдающему человечеству. Молодой человек случайно узнаёт о существовании публичного дома под названием «Лебединое озеро», проникает в него, влюбляется в прелестную блондинку — Белого Лебедя и решает её спасти. Они танцуют в её комнате. Декорации должны представлять собой инсталляцию в духе Ильи Кабакова: на стене плакаты фильма Феллини «Сладкая жизнь», виды Флориды и Островов Карибского моря, а для русского акцента — репродукция известного рисунка художника Валентина Серова — «Анна Павлова». В углу на кушетке брошен плюшевый белый лебедь, длинная шея которого почти касается пола.

Про этот роман узнаёт сутенёр-волшебник и подсылает члену корпуса мира самую опытную куртизанку (или по-английски «колл гёрл»), красавицу-брюнетку (Чёрного Лебедя). Что происходит дальше, я представляю фантазии постановщика. Наилучший вариант, однако, такой: освободивший от чар брюнетки, член Корпуса Мира доносит в полицию, происходит облава и «Лебединое озеро» закрывают. Музыка и хореография остаётся прежней, Чайковский и Петипа. Однако, для Чёрного Лебедя следует использовать аргентинское танго самого вызывающего стиля. Финал балета можно себе представить как массовый танец — танцуют девушки-лебеди, члены Корпуса Мира и даже сутенёр, исполняющий акробатически-гротескное соло. Выбор музыки снова передаю постановщику, но предлагаю на выбор вальс Шопена «Сильфиды», «Весна священная» Стравинского или что-нибудь из «Орфея в Аду» Оффенбаха. Когда опустится занавес, в зале раздадутся бурные аплодисменты, рёв возмущения и требование вернуть деньги.

Сергей Львович Голлербах, апрель 2011 года.

Метки: , , , ,
Рубрика: Колонка искусствоведа
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 2 837

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter