Дальневосточный Федеральный Университет. «Плакаты и открытки»

Представляем вам, ставшую уже традиционной, ежегодную подборку курсовых работ студентов кафедры графического дизайна ДВГТУ и, в этом году впервые представленную, подборку кафедры издательского дела и полиграфии ДВГУ. Как известно два этих старейших ВУЗа города объединены в одно целое. Пока не понятно что из этого получится, но есть надежда, что объединение позволит работать студентам и преподавателям более эффективно.

Ещё одно новшество — в этом году мы решили провести отбор и показать самые удачные, на наш взгляд, работы. Быть может это послужит ориентиром и задаст вектор движения для студентов.

Координаторы проекта

Плакаты

В обучении студентов на специальности графический дизайн большое место занимает работа над разнообразными видами плаката. Практически в каждом семестре 3-4 недели уходит на выполнение учебного задания по теме «Плакат». Какими качествами привлекателен плакат для художника, каково его место в ряду других изобразительных искусств? А в том, что плакат — это искусство уже никто не сомневается.

Плакат подобен метеору. Жизнь метеора недолговечна. Его не возможно детально рассмотреть. Он стремительно проносится по ночному небу, и редкий экземпляр становится экспонатом музея. Большинство бесследно сгорает оставляя после себя яркое и недолгое воспоминание. Так и плакат — это блистательный информационный предвестник события, размокнув под дождем, он заканчивает свой век под острым скребком дворника в мусорном баке и на свалке.

В этом и беда и преимущество плаката.

Беда его в том, что такой короткий век вызывает у зрителя (а порой и у самого художника), отношение к плакату, как к чему-то несерьезному, легкомысленному, как к способу добывания денег, далекого от творческих мук и терзаний: — вот это мастерская где я творю, а это Худфонд где я зарабатываю.

А преимущество плаката мне видится в том, что столь сжатые сроки от замысла идеи до её реализации, позволяют создавать художественные образы, отличающиеся лаконизмом, точностью, простотой технического исполнения и многими достоинствами, отвергаемыми или игнорируемыми другими видами изобразительного искусства.

Чем лаконичнее изображение, тем большая смысловая и эстетическая нагрузка отводится каждой отдельной детали. Зритель по этим фрагментам додумывает в своём сознании остальные детали образа. Он активно включается в совместное с автором «сотворчество», превращается в художника плаката. Такой подход делает обычным для плаката широкое употребление знаков и символов, несущих определённую смысловую нагрузку. В этом случае важна точность и выразительность знаков, не допускающая двоякого толкования, чтобы не исказить ассоциативные связи сюжета и не направить воображение зрителя совсем не по тому пути, который предполагается автором. Для формирования правильных ассоциаций требуется, чтобы некоторые аспекты (или фрагменты) изображения были достаточно известны зрителю, связывались с его личным опытом. Поэтому в плакате не грешно применять стереотипные знаки и символы, которые в обиходном представлении связываются с конкретными понятиями: сердце — любовь, паровоз — железная дорога (хотя паровозы уже мало кто видел), подъёмный кран — стройка и многие другие. Такие знаки-символы играют роль словесного комментария, поясняющего содержательность образа. Художнику нужно найти интересный художественный приём выражения таких символов, чтобы не опуститься для пошлых повторов и штампов.

Благодаря своему лаконизму, ассоциативности и знаковости, плакат обладает уникальным исходным свойством — способностью привлечь внимание зрителя и мгновенно раскрыть своё содержание. В этом с ним не сравнится никакое другое произведение искусства. Если такое свойство в плакате отсутствует, он просто не будет замечен, то есть не выполнит ту «метеорную» роль, ради которой он создавался. Поэтому ради привлечения внимания художник использует все доступные ему композиционные средства. Их общие черты: повышенная оригинальность, динамичность композиции, необычность формы, большая контрастность линий и цвета и т.д. Здесь важно в погоне за броскостью не перейти границы эстетических и моральных норм. К сожалению отсутствие моральных границ стало неприятной чертой рекламы и плаката последних десятилетий.

Сергей Палиенко,
заведущий кафедрой графического дизайна ДВФУ

Открытки

Цитата из учебного пособия, в котором краткий, уместившийся в несколько страниц, экскурс, посвящённый фотографике, пожалуй, наиболее уместна для сопровождения лаконичной выставки, участники которой — студенты 5 курса, обучающиеся по специальности «графический дизайн» в Институте массовых коммуникаций ДВФУ:

«Фотографика — понятие многозначное, им определяется и область творчества, и отдельное произведение, и соответствующее художественное средство. Фотографика основывается на синтезе фотографии, рисунка и текста. К фотографике относится любое произведение графического дизайна, будь то плакат или настенный календарь, упаковка или печатная реклама, листовка или буклет, если ведущую роль в их художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путём».

В этот курс включены материалы, связанные с видами, жанрами и стилевыми направлениями фотографии. Фотографы первых профессиональных ателье в 19 веке стремительно вносили свой вклад в визуальное искусство. Изучая и в чём-то повторяя законы изобразительного искусства, выявляли возможности, присущие только фотографии. Пикториальное фото, абстрактная фотография, конструктивизм в фотографии, поп-арт, репортажная фотография, фотография в скрин-дизайне и текстиле — без усвоения достижений предшествующего времени, без изучения творческого наследия А. Карелина, К. Блосфельда, Моголи-Надя, А. Родченко, Э. Лисицкого, А. Картье Брессона, Р. Капы, Р. Аведона, Л. Кузнецовой и многих других мастеров внёсших свой вклад в историю мировой фотографии, а также приморских фотохудожников трудно определить отправную точку для собственных поисков.

Итог курса – контрольная работа «Авторская открытка», в основу которой легли фотоизображения, сделанные студентами.

Ольга Зотова,
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры издательского дела и полиграфии ДВФУ

Метки: , , , , ,
Рубрика: Коллективные выставки
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 5 979

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter