Галерея «PORTMAY»: «Светлого мая привет: Выставка художественной студии PORTMAY», 13 — 22 мая 2011 года

Яблоко, Кисть, Бумага

Cовременные галереи тем и отличаются от традиционных музеев, что они стремятся быть не только пространством, где посетители могут познакомится с искусством прошлого и сегодняшнего дня, различными направлениями, творчеством отдельных авторов, но и стать активными участниками художественной жизни, попробовать свои силы в роли художника. Тяга к творчеству живет едва ли не в каждом человеке, ни возраст, ни профессия, ни семейное положение этому не помеха. Главное, дать человеку возможность пробудить в себе творческое начало, ощутить это ни с чем не сравнимое удовольствие от самого запаха акварели или масла, от живой линии и трепетного цвета, которые под вашей рукой превращаются в пылающий букет цветов, приморский пейзаж, портрет вашего близкого друга, или даже сказочный сюжет, который вы долгие годы носили в своем сердце и воображении – и вот он, наконец, приобрел реальные черты на бумаге.

Вот уже третий год в нашей галерее работает художественная студия, в которой занимаются люди, уже окунувшиеся в волшебный мир изобразительного искусства, который, может быть, и приоткрывает свои тайны не с первого раза, но, впустив однажды, очаровывает надолго, если не навсегда. И тут, конечно, главная роль принадлежит художественному руководителю, учителю, который сумеет разглядеть в каждом своем ученике его личные творческие способности, наклонности, даст ему первые навыки рисования и письма, поможет взглянуть на мир совсем другими глазами, глазами рисовальщика, акварелиста, живописца.

В художественной студии PORTMAY два руководителя, художники, которые хорошо известны всем приморским ценителям искусства – это Виктор Убираев и Анна Щеголева. И если эти замечательные живописцы прежде имели только преданных поклонников, то сейчас у них появились и способные ученики, чьи работы представлены на выставке «Светлого мая привет». В группе Анны Щеголевой занимаются Светлана Белова, Елена Музалевская, Виктория Колитенко, Ирина Руднева, Дмитрий Кравченко. А группу Виктора Убираева составляют Александра Недашковская, Татьяна Домнина, Наталья Помогова, Ирина Дикун и Лариса Куряева.

Сразу же нужно отметить, что занятия в студии строятся на профессиональной основе, это не просто случайный кружок любителей карандаша и кисточки, то есть студийцы пытаются овладеть первоначальными законами и приемами композиции, рисования, техническими навыками работы с акварелью, пастелью гуашью и маслом. Руководители студии справедливо убеждены, что красота окружающего мира, которая способна появится с вашей помощью на листе бумаги или холсте, поначалу, может быть, и не требует особых жертв, но определенных художественных знаний, желания учиться и трудолюбия – непременно. Ну и, безусловно, необходим еще творческий азарт, горение, так хорошо известные художникам, когда после тщетных попыток, неудач, вдруг начинает, что называется, получаться. Этот восторг трудно описать, его можно только пережить.

Представленные на выставке работы вполне убедительно показывают, что студийцы обладают этими качествами и этим азартом, они почувствовали красоту точно проведенной линии, что создает контурный облик предметов, штриха, который выразительно передает светотень, верно положенного цветового пятна, благодаря чему натюрморт сразу же начинает жить и светиться. Как и при занятиях музыкой, тут важно сразу же верно поставить руку, начиная с элементарных, но важных вещей – как правильно держать карандаш, под каким углом к бумаге, каким образом набирать кисточкой краску и как убедительно и красиво положить мазок. Педагогическое мастерство руководителей, умение ясно и увлекательно объяснить и, главное, показать — принесло свои зримые плоды. По экспозиции студийцев видно, что в самых удачных работах они уже умеют чувствовать натуру, весьма свободно владеют техникой, и более того, у них начинает проявляться творческая индивидуальность, темперамент и собственное видение мира.

В основном, на выставке представлены натюрморты и пейзажи, что вполне понятно. Это вечные жанры, всегда любимые, привлекающие в равной мере и художников разных времен, и зрителей всех поколений. Натюрмортом, например, занимаются и начинающие художники, чтобы потренировать глаз и руку, обрести уверенность в себе, и зрелые мастера, чтобы показать красоту окружающего мира и продемонстрировать свои живописные возможности. Участники выставки не только успешно пользуются приобретенными навыками, но и создают вещи, которые уже можно называть произведениями.

Так, «Сирень» Светланы Беловой притягивает взгляд и кипящей цветовой гаммой, и самой живописной лепкой сиреневых соцветий – их хочется подержать в руках, настолько они осязаемы. А ее же работа «Бутылки» написаны уже совсем в иной манере, с использованием напряженного локального цвета и ритмически организованной композиции. Буйным выразительным колоритом, яркой декоративностью выделяются «Ирисы» Ирины Рудневой и некоторые натюрморты Александры Недашковской. А Ларису Куряеву привлекает акварель, ее тонкий прозрачный свет, ее нежность, что она весьма удачно использует в своих пейзажах и натюрмортах с цветами. А вот, например, работы Татьяны Домниной весьма разнообразны и по технике, и по стилю. Ее весенние «Подснежники и верба» обладают приглушенным, перламутровым колоритом и полны светлой задумчивой тишины, среди которой горят желтые первоцветы. А вот работы, выполненные углем, с их резкой линией, глубокими тенями, предметностью изображения, напротив, исполнены драматического напряжения.

Ну а если понимать занятия искусством именно как способ самовыражения, то надо отметить, что наиболее темпераментными, можно даже сказать, экспериментальными в экспозиции оказались работы Дмитрия Кравченко. Здесь и написанные маслом экспрессивные торсы, и созданные с помощью текстурной пасты маски и объекты, и даже абстрактные работы. Понятно, что говорить о наличии в этих работах каких-то профессиональных навыков рисования и композиции пока не приходится, но творческая дерзость и поиск налицо.

Важно, что авторы экспозиции уже не скользят поверхностным взглядом по ландшафтам и предметам окружающего мира, они замечают детали, оттенки цвета, можно сказать, чувствуют характер всех этих кувшинов, яблок, цветов и пейзажей. Примечательны в этом смысле натюрморты Натальи Помоговой, нарисованные пастелью. Она чувствует эту технику, и поэтому ее «Розы» и «Орхидеи» — фактурные, отмеченные вниманием к каждому изгибу лепестка, выразительны именно в своей конкретности, это своего рода портреты цветов. В общем, студийцы уже вступили с миром в особые, творческие отношения, знают и видят его тоньше и глубже. А когда появляется этот особый взгляд, то можно призвать на помощь и фантазию – и тогда, например, на свет появляются праздничные, сказочные картины Виктории Колитенко, ее веселые и яркие холсты из серии «Мой Ташкент». Или такая поэтичная, таинственная работа как «Руки» Елены Музалевской, где в ладонях, которые могут быть и твоими, разгорается неодолимый свет.

Умение создать настоящий натюрморт, пейзаж, портрет, сюжетную картину, конечно же, приносит истинную радость и самому автору, и окружающим. Но есть в занятиях рисованием и живописью и еще один бесценный урок – способность воспринимать не только искусство, но и саму жизнь совсем иными глазами, чем прежде. Это похоже на то, как если бы вы после долгих лет близорукости приобрели хорошие очки или линзы – и мир засверкал, как в первый день творения.

Александр Лобычев
Арт-директор галереи «PORTMAY»

Галерея «PORTMAY»
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 23А
Телефон: +7 (4232) 302-493, 302-494
URL: www.portmay.ru
График работы: без выходных с 10 до 19, вход бесплатный

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 3 800

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter