Приморская государственная картинная галерея: «Искусство Италии XIV-XVIII веков» из коллекции Нади Леже, 30 марта — 22 мая 2011 года

Выставочный зал:
г. Владивосток, ул. Алеутская, 12

30 марта в 14 часов Приморская государственная картинная галерея в связи с Годом Италии в России представляет выставку «Искусство Италии XIV-XVIII веков. Шедевры музеев мира из коллекции Нади Леже» из фондов галереи.

Экспозиция состоит из 43 факсимильных копий произведений великих итальянских мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанджело, Тициана, Мазаччо, Гирландайо, Пинтуриккио, Беллини, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Тинторетто и ряда других художников. Подлинные творения хранятся в Лувре, Дрезденской картинной галерее, в Ватиканском дворце, Сикстинской капелле, Прадо, Метрополитен-музее, Вашингтонгской национальной галерее, Эрмитаже и многих других знаменитых музеях, дворцах и храмах.

Надя Леже, (урожденная Надежда Петровна Ходасевич) в 1924 году приехала в Париж, где стала сначала ученицей и ассистенткой, а затем женой известного французского художника Фернана Леже. После смерти мужа, в знак любви к своей родине, Надя подарила СССР коллекцию из 2 000 факсимильных репродукций «Шедевры музеев мира». В 1981 году коллекция была распределена Министерством культуры СССР между художественными музеями страны. В Приморскую картинную галерею поступило 123 факсимиле. Изготовленные по прогрессивной тогда технологии, они точно передают все живописно-фактурные особенности оригиналов, позволяя зрителям почувствовать индивидуальную манеру каждого мастера.

Шедевры итальянской живописи

В связи с празднованием Года Италии в России Приморская государственная картинная галерея открывает выставку «Искусство Италии XIV-XVIII веков. Шедевры музеев мира из коллекции Нади Леже».

Надя Леже (урожденная Надежда Петровна Ходасевич) родилась в 1904 году в белорусской деревне Осетищи под Витебском в бедной и многодетной крестьянской семье. Училась у К. Малевича В Витебске (1918), а затем в Государственной живописной мастерской у В. Стрелинской в Смоленске (1919). В 1922 — отправилась в Польшу, где посещала занятия Варшавской Академии художеств. В 1924 году приехала в Париж, чтобы учится живописи у Фернана Леже.

Надя помогала знаменитому художнику в работе над монументальными и декоративными произведениями, была его ассистенткой в Академии современного искусства. В 1930-е годы организовала издание журнала «Современное искусство» (на французском и польском языках), где публиковались репродукции картин представителей парижской школы, в том числе Ф. Леже, А. Озонфана, П. Пикассо и других.

В 1952 г. Надя вышла замуж за Фернана Леже и поселилась близ Парижа. После смерти мужа (1955) организовала музей его имени, впоследствии передав музей государству. Фернан Леже, знаменитый французский художник, будучи членом Французской коммунистической партии, поддерживал отношения со многими партийными и общественными деятелями СССР.

Надя Леже в 1960–1970-е годы неоднократно бывала в Советском Союзе. В знак любви и привязанности к своей родине, в память о Фернане Леже Надя подарила СССР коллекцию из 2 000 факсимильных репродукций («факсимиле» в переводе с латинского означает «подобный»). Изготовленные по прогрессивной тогда технологии, репродукции максимально приближены к подлинникам. Они точно передают все живописные особенности оригиналов: цвет, фактуру, характер авторского мазка, позволяя зрителям почувствовать индивидуальную манеру каждого мастера.

В 1981 году коллекция была распределена Министерством культуры СССР между художественными музеями страны. В Приморскую картинную галерею поступило 123 факсимиле, оригиналы которых хранятся в Лувре, Дрезденской картинной галерее, галере Палатино, в капелле Бранкачи во Флоренции, в старой Пинакотеке Мюнхена, в Ватиканском дворце, Сикстинской капелле, Прадо, Метрополитен-музее, Вашингтонгской национальной галерее, Национальной галерее Лондона, Эрмитаже и многих других знаменитых музеях, дворцах и храмах.

Экспозиция выставки «Шедевры итальянского искусства XIV-XVIII веков в собрании ПГКГ» включает сорок три факсимильных репродукции произведений мастеров итальянской живописи, созданных в основном в эпоху Возрождения.

Возрождение (франц. – ренессанс) — это период в культурном развитии стран Западной Европы (в Италии – XIV-XVI вв., а в других странах конец XV-XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Это период стремительных изменений общественных идеалов и художественных идей, разрушения феодально-религиозных представлений, поиска новых форм в искусстве. Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы возрождение его.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII-XIV веков (Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте и художник Джото. Термин «Возрождение» впервые употребил в 1550 году итальянский художник Дж. Вазари, автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он назвал Возрождением деятельность итальянских художников после долгих лет упадка в период «средневековья и варварства».

Утверждение идеала гармоничной, раскрепощённой творческой личности, красоты действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и закономерности мироздания – отличительные черты европейской культуры эпохи Возрождения. Художники Италии: Мазаччо, Гирландайо, Пинтуриккио, Беллини, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Тинторетто и многие другие, последовательно овладевали искусством художественного отражения действительности – передачи объёма, света, изображения человеческого лица и фигуры (в том числе обнажённой), а также реальной среды – интерьера и пейзажа. В эту эпоху большого уровня развития получил жанр портрета.

Творчество деятелей искусства Возрождения проникнуто отрицанием католической схоластики и аскетизма, верой в безграничные возможности разума и воли человека. Используя религиозные сюжеты, характерные для средневековья, художники наполняют их новым содержанием. Так, существенные изменения претерпевают традиционные образы Богоматери и младенца Христа. Теряя чисто сакральный смысл, они становятся средством утверждения земной, чувственной красоты материнства.

Вера в неисчерпаемые возможности человека оказалась подорванной в период позднего Возрождения (середина и конец XVI века), что выразилось в появлении маньеризма, стиля, отразившего кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Художники-маньеристы (Якопо Понтормо, Анжело Бронзино и многие другие) виртуозно владели изысканной техникой живописи мастеров старшего поколения, таких, как Джоржоне, Джованни Беллини, Тициан. Но произведения маньеристов уже не отличаются высокой духовностью и носят подражательный характер.

Впервые после Высокого Ренессанса гармония содержания и формы стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка. Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Нарушение классической гармонии сопровождалось поисками новых способов достижения художественной выразительности. Отсюда идёт странная, непонятная для воспитанного на классическом искусстве зрителя дисгармония форм, деформация фигур, кажущихся на картинах маньеристов надуманными, жеманными. В живописи Бронзино, например, пропорции остаются классическими, но разрушается целостность пространства. Слишком крупные фигуры не умещаются в отведённых им пределах, они либо перерезаются рамой, либо зрительно как бы выпадают из плоскости картины. Их контуры становятся орнаментальными.

Если в искусстве титанов Высокого Возрождения: Леонардо, Рафаэля, Микельанжело были заложены ранние формы ряда других художественных стилей, в том числе классицизма и барокко, то в произведениях маньеристов, при несомненном профессиональном мастерстве, чувствуются кризисные стилистические тенденции: скудость замысла, вторичность идей, искусственность и манерность.

Людмила Варламова

Приморская государственная картинная галерея
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 12
Телефон: +7 (4232) 411-144, 411-195
URL: www.primgallery.com
График работы: понедельник — четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00
Адрес: 690106, г. Владивосток, Партизанский проспект, 12
Телефон: +7 (4232) 427-748
График работы: понедельник — четверг, суббота — воскресенье с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 5 797

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter