Приморская государственная картинная галерея: «Испанская живопись XVI –XIX веков» из коллекции Нади Леже, 11 февраля — 27 марта 2011 года

Выставочный зал:
г. Владивосток, Партизанский пр-т, 12

11 февраля в 14:00 Приморская государственная картинная галерея в рамках празднования Года Королевской Испании в России представляет выставку «Испанская живопись XVI-XIX веков» из коллекции Нади Леже «Шедевры музеев мира». В экспозиции представлены 22 репродукции картин знаменитых мастеров Испании XVI-XIX веков, среди которых «Вид Толедо» и «Апостолы Пётр и Павел» Эль Греко, «Портрет инфанты Маргариты» и «Менины» Диего Родригеса де Сильва Веласкеса, «Бой быков» и «Маха обнажённая» Франсиско Гойи.

В 60-е годы прошлого века Надя Леже создала коллекцию копий известных шедевров западноевропейской живописи, оригиналы которых хранятся в лучших музеях мира: Лувре, Дрезденской картинной галерее, Прадо, Метрополитене, Вашингтонской национальной галерее. В знак любви и привязанности к своей родине и в память о супруге, художнике Фернане Леже, Надя подарила СССР коллекцию из 2 000 факсимильных репродукций, выполненных по специальному заказу, – 123 из них теперь хранятся в Приморской государственной картинной галерее. Репродукции максимально приближены к подлинникам и очень точно передают не только цвет, фактуру, но и характер авторского мазка.

Выполненные в разных жанрах, эти произведения позволяют познакомиться с основными направлениями изобразительного искусства Испании XVI-XIX веков.

Выставка факсимиле из коллекции Нади Леже

Экспозиция выставки «Живопись Испании XVI-XIX веков» из собрания Приморской государственной картинной галереи включает двадцать две факсимильные репродукции картин знаменитых испанских мастеров: Эль Греко, Диего Родригеса де Сильва Веласкеса и Франсиско Гойи, подаренных Надей Леже Советскому Союзу в 60-е годы прошлого века. Выставка подготовлена в рамках Года Королевской Испании в России.

Надя Леже (урожденная Надежда Петровна Ходасевич) родилась в 1904 году в многодетной крестьянской семье Витебской губернии. В 1922 она уехала в Польшу, посещала занятия Варшавской Академии художеств. В 1924 году переехала в Париж.

Парижская живописная школа тех лет являла собой сплав разных культур, своеобразный образец интернационального искусства. В Париже Надя сблизилась с Фернаном Леже. Она помогала знаменитому художнику в работе над монументальными и декоративными произведениями, была его ассистенткой в Академии современного искусства. В 1930-е годы организовала издание журнала «Современное искусство» (на французском и польском языках), где публиковались репродукции картин представителей парижской школы, в том числе Ф. Леже, А. Озонфана, П. Пикассо и других.

В 1952 г. Надя вышла замуж за Ф. Леже и поселилась близ Парижа. После смерти мужа (1955) организовала музей его имени, впоследствии передав музей государству. Фернан Леже, знаменитый французский художник, будучи членом Французской коммунистической партии, поддерживал отношения со многими партийными и общественными деятелями СССР.

Надя Леже в 1960–1970-е годы неоднократно бывала в Советском Союзе. В знак любви и привязанности к своей родине, в память о Фернане Леже Надя подарила СССР коллекцию из 2 000 факсимильных репродукций («факсимиле» в переводе с латинского означает «подобный»), выполненных по специальному заказу. Изготовленные типографским способом по прогрессивной тогда технологии репродукции максимально приближены к подлинникам, очень точно передают не только цвет, фактуру, но и характер авторского мазка.

В 1981 году коллекция была распределена Министерством культуры СССР между художественными музеями страны. В Приморскую картинную галерею поступило 123 работы, оригиналы которых хранятся в лучших музеях мира: Лувре, Дрезденской картинной галерее, Прадо, Метрополитен, Вашингтонской национальной галерее, Эрмитаже. Выполненные в разных жанрах (религиозные и бытовые композиции, портрет, пейзаж, натюрморт), произведения позволяют познакомиться с основными направлениями развития изобразительного искусства Испании XVI-XIX веков.

Эль Греко (1541—1614) – прозвище выдающегося испанского живописца, портретиста, автора религиозных, аллегорических и жанровых картин. Настоящее его имя — Доменико Теотокопули. По происхождению он грек с острова Крит. Начальное художественное образование получил у иконописцев старой византийской школы, что сказалось на формировании его художественного стиля. Позже учился в Венеции у Тициана и в Риме у миниатюриста Джулио Кловио. Вплоть до 1570 года, испытывая сильное влияние венецианцев, Греко писал многофигурные красочные композиции на религиозные темы, решённые как светские сцены.

Причина переезда мастера в Испанию, в Мадрид, а через полтора года в город старой аристократической знати Толедо, неизвестна. Ранние испанские работы Эль Греко еще сохраняли черты жизнеутверждающего Ренессанса, но постепенно в его творчестве стали преобладать отвлечённость и мистика. В произведениях позднего периода персонажи как бы освобождаются от земного начала и живут своими религиозными чувствами, аскетическими идеалами, пребывая в состоянии экстаза.

В картине «Богоматерь со святой Инессой и Теклой» (1597—1599, Национальная галерея, Вашингтон) зрителя поражают большеглазые лица, похожие на лики византийских икон, удлиненные тела, извивающиеся складки одежд, холодные мерцающие краски.

Персонажам фигурных композиций присущи черты портретности. Примером служит картина «Апостолы Пётр и Павел» (1610—1614, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Здесь задача художника заключалась в том, чтобы показать в контрастном сопоставлении два разных темперамента и характера. Фанатическая властная натура Павла проявляется в блеске его глаз, в переливах огненного одеяния. Лицо Петра, погружённого в раздумья, его фигура и даже рука, повисшая под тяжестью ключей, выражают печальную покорность.

В пейзаже «Вид Толедо» (1610—1614, «Толедо в грозу», Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Эль Греко изобразил город, лежащий между холмов, и грозовое небо, на тёмном фоне которого рисуются ажурные строения: дворцы, мост, крепостные стены. Это реальный вид Толедо, но он кажется таинственным и волшебным.

Эль Греко был богат, образован и очень известен, но не создал художественной школы. Развитие испанского искусства пошло другим путём.

Наивысшие достижения испанской реалистической живописи XVII века нашли отражение в творчестве Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599—1660), придворного живописца испанского короля Филиппа IV (c 1623), члена Академии Святого Луки в Риме, кавалера почётного рыцарского ордена Сант-Яго.

Художник родился в Севилье в эпоху бурного расцвета национальной культуры, в «золотой век» испанского искусства. Его современниками были Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Мурильо, Сурбаран, Рибера. В Севилье Веласкес, сын небогатого идальго, учился живописи у старого Франсиско Пачеко. Мифологическая и религиозная тематика не занимала значительного места в его творчестве. Художника увлекла жизнь народа. Жанровые темы для картин он искал на улицах и площадях родного города.

Весной 1623 года Веласкес приехал в Мадрид, не имея ничего, кроме дворянского имени да умения рисовать. В Мадриде ему помогло то, что первый министр Филиппа IV Габсбурга Гаспарде Гусман был тоже родом из Андалузии. Проницательный честолюбец заказал Веласкесу свой портрет. Заказ был выполнен с блеском, и министр взялся рекомендовать земляка королю. Так Диего да Сильва Родригес, носивший по андалузскому обычаю фамилию матери Веласкес, стал придворным художником короля Испании.

В последние 10 лет жизни, после знакомства с Рубенсом и двух поездок в Италию, художник создал лучшие из своих произведений. Он написал всемирно известные портреты инфанты Маргариты, любимой дочери короля Филиппа IV, где облик хрупкой, болезненной, милой девочки, закованной в роскошное парадное платье, передан в сочетании прелестных жемчужно-серых и розово-красных тонов. Портрет занимал ведущее место в творчестве художника. Мастер не льстил заказчикам и в лучших работах достигал вершин социального обобщения.

В 1630-е годы Веласкес создаёт знаменитую серию охотничьих и конных портретов, помещая фигуру в пейзаже, пронизанном светом и воздухом. К лучшим портретам относится портрет принца Карлоса Бальтазара. Маленький наездник с жезлом в руке восседает на грузно скачущем коне. Образу прелестного ребёнка вторит залитый солнцем пейзаж. Художник мастерски умел различать сотни оттенков цвета и предавал их с большой точностью. Световоздушная среда, которая как бы обволакивает предметы жемчужно-серебристой дымкой, объединяет чёрные, розовые, жёлтые, зелёные тона в единую цветовую гамму.

В последние годы жизни Веласкес создаёт знаменитые «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид), запечатлев саму жизнь через её мгновение. Через столетия мы вглядываемся в серовато-зелёные сумерки просторной дворцовой мастерской и неожиданно встречаемся взглядом с Веласкесом. Он стоит у мольберта, постаревший, с упрямо торчащими усами, подняв руку с кистью и пристально вглядываясь. Он пишет портреты короля и королевы. На дальней стене комнаты видны их отражения в зеркале. Рядом с художником, озарённая светом, льющимся из невидимого окна, стоит златоволосая инфанта Маргарита, глядя, как нарядный карлик пинает ногой дремлющую собаку. Две фрейлины развлекают инфанту. В глубине комнаты видны фигуры двух придворных. Третий придворный (гофмаршал) стоит далеко. Его резко очерченный силуэт выделяется на фоне ярко освещенной раскрытой двери. Этот композиционный приём придает сцене, доходящую до полной иллюзии, пространственность.

Франсиско Гойя (1746—1828), полное имя Франсиско Хосе де Гойя-и- Лусиентес) — выдающийся испанский живописец и гравёр, мастер портрета, декоративных панно и монументальных росписей, искусный офортист, придворный живописец испанских королей, директор живописного отделения Академии Сан Фернандо (1795—1797) родился в Арагоне, в местечке Фуэндетодос близ Сарагосы в семье бедного ремесленника, позолотчика алтарей Хосе Гойя, но мать его, Грасио Лусиентес, происходила из обедневшей дворянской семьи. С 14 до 20 лет Гойя учился у сарагосского художника Лусано Мартинеса, позже в Мадриде у придворного художника Франсиско Байеу (Байе).

Легенды рассказывают о романтических приключениях, силе и удали, темпераменте и необузданном характере молодого Гойи. После одной из драк, спасаясь от преследования, он уехал в Мадрид, а затем в Италию. Денег не было, но ловкий и сильный юноша зарабатал их как тореадор. В Италии он вёл тот же бурный образ жизни: поединки, серенады, приключения, однако успел расширить художественный кругозор и получить вторую премию на выставке Пармской академии.

По возвращению на родину художник три года работал в Сарагосе, расписывая церкви и дворцы. Успех пришёл к нему в Мадриде. В 35 лет Гойя уже не гуляка, музыкант, прожигатель жизни, а серьёзный художник, честолюбивый и настойчивый. Он создал портреты, жанровые сцены, картоны для ковров королевских мануфактур, добившись богатства и положения в обществе, получив звание придворного художника.

В 48 лет тяжёлая болезнь (шум в ушах, головные боли, нарушение равновесия) на два года оторвала Гойю от работы. Выздоровев, он оглох. Не осталось и следа ухарства и горячности, свойственных ему в молодости. Художник стал острее чувствовать, глубже понимать людей и события, вдумчивее работать.

Уставший и многое переживший, Гойя понял, что в окружающем его мире царит ложь, тупость, ханжество, суеверие. В 1790 году появляется его знаменитая серия «Капричос» (Фантазия, игра воображения, 1793—1803) из 83-х офортов, где, прибегая к иносказанию, сплетая фантазию и реальность, художник создал сатиру на пороки человеческого общества. Страстным и драматичным становится искусство Гойи в годы оккупации Испании войсками Наполеона. Войне за независимость станы он посвятил 82 листа серии «Десастрес» (Бедствия войны, 1810—1820).

В конце жизни Гойя остался в одиночестве: умерла жена и дети, друзья были изгнаны инквизицией за пределы страны. Дамоклов меч инквизиции висел и над самим художником, который жил в загородном доме (Дом глухого), расписывая картинами стены. Там он и создал последние 20 графических листов, полных боли и горечи за судьбу Испании. Они кажутся кошмаром, а на деле символически связаны с жизнью страны тех лет.

В годы революционного подъёма (1820—1823) мастер создаёт яркие, жизнеутверждающие образы людей из народа. Сознанием силы, энергии, здоровья веет от крепкой фигуры испанки Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея), женщины чувственной, волевой, горделивой.

Картина «Праздник майского дерева» (1788), жизнерадостная, похожая на театральную сценку, посвящена национальному весеннему празднику испанцев. На верхушке столба привязан приз: победит тот, кто первым сможет достать его.

Долгое время считалось, что на работе «Маха обнажённая» (1802) изображена герцогиня Каэтана Альба, легендарная возлюбленная Гойи. Но испанское слово «маха» обозначает «девушка из народа». Сегодня эту картину называют ещё «Венера XX века». Есть у Гойи и «Маха одетая». Натурщица та же, но имя её неизвестно.

После подавления восстания Риего Гойя под предлогом лечения уехал во Францию, в город Бордо. Здесь прошли последние четыре года его жизни, здесь он написал портреты друзей и создал обаятельный образ бордосской молочницы. В 84 года художник умер, его прах был перевезён в Испанию только спустя 70 лет.

Приморская государственная картинная галерея
Адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Алеутская, 12
Телефон: +7 (4232) 411-144, 411-195
URL: www.primgallery.com
График работы: понедельник — четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00
Адрес: 690106, г. Владивосток, Партизанский проспект, 12
Телефон: +7 (4232) 427-748
График работы: понедельник — четверг, суббота — воскресенье с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 17:00

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 4 796

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter