Приморская государственная картинная галерея: Людмила Морозова (1950—2009) «Снежный цветок», 11 ноября — 12 декабря 2010 года

Выставочный зал:
г. Владивосток, Партизанский пр-т, 12

Людмила Морозова. «Цветы»

Людмила Морозова. «Цветы»

11 ноября 2010 года в 16.00 Приморская государственная картинная галерея представляет персональную юбилейную выставку Людмилы Морозовой – известного графика, живописца, художника-педагога. В экспозиции представлены более 50 живописных и графических произведений, созданных в разных жанрах и техниках.

Художественный дар Людмилы Морозовой отмечен поэтичностью, она писала с натуры в импровизационной эскизной манере, поэтому в её пейзажах нет натурализма, но остро чувствуется духовный настрой, эмоционально-личностное отношение к природе.

В рисунках карандашом и тушью пластический образ создаётся чётким изящным штрихом. Предпочтение, отданное акварели, позволяет художнице быстро реализовать творческий замысел. Увлечённая искусством древнего Востока, Людмила Ивановна так же, как мастера классической китайской живописи, часто оставляла строки стихов любимых поэтов на акварельных листах.

Около сорока лет посвятила Людмила Морозова творческой и педагогической деятельности. Некоторые из них стали профессиональными художниками, для всех своих учеников она открыла мир высокого искусства.

Произведения Л.И. Морозовой хранятся в музейных и частных художественных коллекциях в России и за рубежом.

Живописная графика Людмилы Морозовой

Ретроспективная выставка «Снежный цветок» посвящена светлой памяти приморской художницы Людмилы Ивановны Морозовой — графика, живописца, художника-педагога Владивостокской детской художественной школы №1, которой в 2010 году исполнилось бы 60 лет. В экспозиции более пятидесяти произведений из мастерской автора и фондов Приморской государственной картинной галереи. Это пейзажи острова Русский, бухты Сидеми, Владивостока и его окрестностей, портреты, преимущественно детские, камерные натюрморты. Большинство из них создано в течение последних двадцати лет жизни в разных материалах и техниках: акварель, тушь — перо, карандашный рисунок, пастель, масло, смешанная техника. Несколько полотен, написанных до 1990 года, сделано совместно с мужем, живописцем Фёдором Михайловичем Морозовым.

Людмила Ивановна хорошо знала современное изобразительное искусство и даже сама пробовала работать в манере постмодернизма. В 1990 году картиной «Небо осени» (бумага, акварель, тушь) она вместе с художниками Владивостока и художниками лианозовской группы русских художников-эмигрантов участвовала в международной выставке «Современная русская графика и скульптура», экспонировавшейся в Галерее современного искусства «Артэтаж». Однако ни фантастический реализм, ни соцарт, ни наивное искусство, ни современная абстрактная живопись не затронули её душу, и она сознательно вернулась к тому, что всегда любила, – к лирическому пейзажу, натюрморту, портрету.

Создавая акварельные пейзажи подобно иероглифам, которые надо написать сразу, Людмила Ивановна говорила: «Главное для меня – сохранить свет в самом листе, неважно какого цвета бумага». В рукописи, обнаруженной недавно в личном архиве художницы, она поясняет: «Современное искусство, буквально всё, использует принципы Востока (взаимоотношения: свет – тень, ян – ин). Например, американский абстактный экспрессионизм: Ганс Хофман, ташизм (абстрактно-фактурная живопись): Сергей Поляков, Николо не Сталь, Ричард Диберкорн, Марк Ротко, Франс Клайн (иероглиф на белом холсте) и Ив Клайн (превращает белый холст в цветной свет, то же самое — Ричард Дибенкорн).

Ян для древних китайцев обозначает одновременно Солнце, свет, добро, красоту, действие, мужское начало. Для меня это фон. И я стараюсь то же самое делать в своих графических работах. Беру от Востока – сохранение света в самом листе. Я дополняю рисунки китайскими стихами для того, чтобы приблизить зрителя к пониманию своей концепции или проблемы (света)».

Художественный дар Людмилы Морозовой отмечен поэтичностью, отражением чувств и впечатлений, полученных от окружающей жизни. Она писала с натуры в импровизационной эскизной манере, поэтому в её пейзажах нет натурализма, но остро чувствуется духовный настрой, эмоционально-личностное отношение к природе. Абсолютное художественное чутье позволяло отбросить лишние детали. Акварельные зарисовки рождались, как импровизированные стихи, – быстро, без поправок, на одном дыхании.

Увлечённая культурой древнего Китая, художница иногда вводила в композиции иероглифы, например, в «Утренний натюрморт» (холст, масло, 1993), а затем внесла их и в личную печать, созданную по образцу печатей мастеров китайской классической живописи го-хуа, с псевдонимом «Снежный лотос». В последние годы жизни печать использовалась как авторская подпись.

В рисунках карандашом и тушью пластический образ создаётся чётким изящным штрихом, в сочетании с пространством и цветом листа. Предпочтение, отданное акварели, связано, очевидно, с тем, что эта техника даёт художнице возможность быстро реализовать творческий замысел или мгновенное наблюдение в цвете. На акварельных листах, либо до создания пейзажа, либо после, Людмила Ивановна так же, как мастера классической китайской живописи, часто оставляла строки стихов любимых поэтов древнего Китая и Японии: Бо Цзюй-и, Ли Бо, Мен Хао-жань, Тао Юань-мин, Сайгё, Сэтэцу и других. Иногда стихи иллюстрировали её картины, иногда сами становились поводом для создания картин.

Акварельные зарисовки, изумительно нежные, утончённые, такие, как «Ветер», «После дождя», «Начало осени», где часть листа всегда остаётся незакрашенной, с точки зрения традиции го-хуа – несомненная живопись, с точки зрения европейской художественной культуры — чистой воды графика. В них активно работает линия, созданная точной, уверенной кистью. Лирические холсты «Лунный свет», «У окна», «Портрет Женечки», «Портрет Саши» также сочетают графичность с живописью.

Людмила Ивановна Морозова (1950—2009) родилась в городе Уссурийске, где в школьные годы занималась в изостудии Дворца пионеров у Степана Фёдоровича Арефина, одного из известнейших живописцев и театральных художников Приморья.

Во Владивостокском художественном училище (1966—1970) училась на живописно-педагогическом отделении у Ф.Н. Бабанина, И.И. Васильева, В.И. Прокурова, Ю.А. Земскова. В течение семи лет (1978—1985) была членом молодёжного объединения Приморской организации Союза художников РСФСР, а в 1995 году, в числе немногих и самых первых в крае женщин – профессиональных художников, стала членом Приморской организации ВТОО «Союз художников России».

Более тридцати лет Людмила Морозова постоянно участвовала в художественных выставках, сначала городских и краевых, а затем в зональных, республиканских, международных. Персональные выставки состоялись на Владивостокском предприятии «Эра» (1984), в Приморской картинной галерее (1994, совместно с Ф.М. Морозовым), в редакции газеты «Рыбак Приморья» (2000). Её произведения хранятся в художественных коллекциях в России и за рубежом.

Людмила Варламова

Дополнительную информацию можно найти на сайте www.primgallery.com или в собственной газете «Картинная галерея».

Метки: , ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 4 234

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter