Сергей Голлербах. «Джон Грэхем»

В Америке он известен был как Джон Грэхем. Талантливый художник — модернист, блестяще образованный человек, говоривший на многих европейских языках, автор трактата «Система и диалектика искусства», он принимал активное участие в деятельности прогрессивных художественных кругов Америки с конца 20-х по конец 50-х годов прошлого столетия. Картины Джона Грэхема находятся во многих музеях и коллекциях Америки, включая музей американского искусства Уитни и музей современного искусства в Нью-Йорке.

И все же этого художника считали фигурой противоречивой и даже «непрозрачной». «Джон Грэхем прожил сложную жизнь, создав себе поистине фантастическую биографию в стиле римского императора, готовящегося создать себе культ» — писал о нём искусствовед Гарри Рэнд. Кем же был этот американский художник? Настоящее его имя Иван Домбровский. В справочнике «Художники русского зарубежья» (Издательство «Нотабене», Санкт-Петербург, 1999) помещена краткая его биография. Однако, передо мной большая монография о Джоне Грэхеме, изданная нью-йоркской галереей Алан Стон, откуда я почерпнул много интересных сведений об этом замечательном художнике-эмигранте.

Иван Грацианович Домбровский родился в Киеве 8-го января (по новому стилю) 1887 года. Его родители Грациан Игнатий Домбровский и его жена Евгения Брезинска-Домбровская были польского происхождения и по его словам, весьма аристократических кровей. Будущий художник закончил в Киеве лицей и юридический факультет местного университета, что дало ему право стать государственным чиновником. Год или два он служил где-то, но не был судьёй, как он иногда утверждал. В 1912 году Иван Домбровский женился на художнице Марии Микулиной, у них родилось двое детей, сын и дочь. Молодые супруги переехали в Москву, где Домбровский впервые познакомился с произведениями современного западного искусства в коллекциях Морозова и Шукшина. Вскоре началась Первая мировая война и в 1915 году Домбровский поступил в Николаевское кавалерийское училище в Петрограде, закончил его в чине лейтенанта и воевал на румынском фронте. Согласно русскому справочнику, он служил в бригаде Михаила Архангела и получил три георгиевских креста. В английской биографии Джона Грэхема этих данных нет и сказано, что художник много раз давал разные сведения о своей жизни в эти бурные годы. В одном обе биографии сходятся — в 1917 году Домбровский был арестован ЧК и приговорён к расстрелу, но по указу самого «железного наркома» Феликса Дзержинского был помилован. Далее последовал гражданский развод с Микулиной, женитьба на восемнадцатилетней Вере Соколовой и бегство в Польшу, где у него и у неё жили родственники. Из Польши Домбровский якобы перебрался в Одессу и в Севастополь, воевал в Добровольческой армии, после поражения белых вернулся в Варшаву, но вскоре оказался в Париже, а в 1920 году из Англии на пароходе прибыл в Нью-Йорк, где и поселился.

У Домбровского было рекомендательное письмо от Монтгомери Скайлера, члена американского центрального комитета по помощи России, в котором он рекомендует Домбровского как убеждённого антибольшевика. Дальнейшие шаги в Америке для Домбровских были типичными для большинства эмигрантов в Новом Свете: Вера поступила на службу гувернанткой в богатую американскую семью на Лонг Айленд, около Нью-Йорка, а Иван Домбровский стал давать уроки верховой езды.

Однако, положение вскоре стало меняться к лучшему... К сожалению, английская версия биографии художника изобилует фразами «по известным нам, но не проверенным, данным», «скорее всего» и «по всей вероятности». Сделав такие оговорки, биография говорит о том, что Домбровский работал одно время в Нью-Йоркской публичной библиотеке и в одной фирме как переводчик. Достоверно известно, что он поступил так же в художественную школу «Лига студентов-художников» в Нью-Йорке и учился в классе известного реалиста Джона Слоана, где был даже старостой класса. Выбор этот был странным, так как Домбровский не только знаком был с современным западным искусством, но, согласно русскому справочнику, ещё в России познакомился с русским авангардом в лице Михаила Ларионова, Давида Бурлюка и Владимира Маяковского. Но в этой же школе он познакомился с будущими американскими знаменитостями, скульптором Александром Кальдером и живописцем Барнеттом Ньюменом. Там же училась и Элинор Гибсон, в которую Домбровский влюбился и, разведясь с Верой Соколовой, на ней женился. Элинор Гибсон была из города Балтимор, где жили две сестры Кларибел и Этта Кон, коллекционеры и покровительницы современного искусства. К тому времени Иван Домбровский стал Джоном Грэхемом и вошёл в американское искусство. Несомненно, художник обладал не только большим талантом, но и личным шармом, имел успех у женщин и умел пробивать себе дорогу.

В русском справочнике сказано, что Джон Грэхем стал одним из основоположников американского абстрактного экспрессионизма. Однако, в английской его биографии, такое утверждение отсутствует. Действительно, абстракционистом он никогда не был и в его монографии воспроизведены всего лишь несколько ранних работ, по стилю напоминающих полотна настоящего абстракциониста Андрея Ланского, русского эмигранта, проживавшего в Париже. В своём творчестве Джон Грэхем долгое время находился под сильным влиянием Пикассо, но не чисто кубистических его работ, а более позднего периода. Верно, однако, следующее: в 1925 году Джон Грэхем выставил два женских портрета в Обществе Независимых Художников, стал членом Клуба «Десятка» в Нью-Йорке и организации «Друзья Искусства» в Балтиморе. Кларибел и Этта Кон стали приобретать картины художника для своей коллекции, включавшей полотна Пикассо и Матисса. Джон Грэхем стал также старшим другом и интеллектуальным ментором таких будущих знаменитостей, как Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Аршиль Горки. Сам он такой знаменитостью не стал, хотя был широко известен. Не буду перечислять многочисленные выставки работ художника в Нью-Йорке, Балтимор, Париже и положительные о них отзывы критиков. Постараюсь дать характеристику его творчества.

Работы Джона Грэхема под влиянием Пикассо большой оригинальностью не отличаются, да он сам к сороковым годам целиком отказался от всякого модернизма и кумиром его стал Энгр. Такое возвращение к классике происходило у многих художников, в первую очередь у самого Пикассо. То же произошло с Андре Дереном и Джорджо де Кирико.

Женские портреты, созданные Джоном Грэхемом в стиле Энгра, конечно, отличаются от полотен этого французского мастера. Сохранены только классические позы и «гладкая» живописная фактура. Лица же — это что-то особенное, только Грэхему принадлежащее. Начать с того, что художник изображал женщин, слегка косящих к переносице. Это, по мнению художника, создавало им интеллектуальную и духовную напряжённость. Джон Грэхем наделял свои портреты и эротическим содержанием, по современным вкусам, конечно, весьма сдержанным: главным образом обнажённые груди. В таком виде изображены две женщины в картине «Сёстры», но у картины есть и подзаголовок, гласящий «Заморские сосцы». Все картины Грэхема имеют английские и французские названия (русских нет) и в одной из них художник явно подшучивает над зрителями, озаглавив один портрет «Мадам Сижу». Людям, не знающим русский язык, это название ничего не говорит. Кстати, это только портрет по пояс.

Под конец своей жизни художник стал увлекаться оккультными науками и даже сатанизмом. Несомненно, то были отголоски нашего Серебрянного века, временем Блаватской и Гурджиева. Свои картины Грэхем стал подписывать по латыни Ioannus Magus Servus Domini (Маг Иоанн, Слуга Господен), а иногда и по-древнегречески. Один из его женских портретов озаглавлен Venere Lucifera (Люцеферическая Венера). Была ли это просто интеллектуальная игра, желание удивить или он действительно верил в люцеферические силы? Думаю, скорее последнее, тем более, что за этим последовало Число 666, Число Дьявола. В работах художника 50-х готов появилась новая тема... запорожцы! Это тем более странно, что, как мы знаем, запорожцы не любили «ляхов». Но Грэхем изображал себя обнажённым до пояса, с оселедцем на бритой голове и саблей в руке. Там же и число 666. Иногда Грэхем-всадник на коне, но конь напоминает бронзовую статую. В чисто личной символике всегда трудно разобраться, но вполне ясно, что к концу жизни, в 1950-е годы, художник «метался», стараясь найти какую-то опору. Его аппетит к жизни (и к женщинам) не уменьшался. Одно из его последних увлечений — французская актриса по имени Ультра-Виолет (псевдоним), появлявшаяся в фильмах Энди Уорхола и даже стрелявшая в него. Эту тоже слегка неуравновешенную женщину Джон Грэхем любовно называл по-французски mon petit plat gastronomique (моё меленькое гастрономическое блюдо).

О смерти Грэхема существуют две версии. В английской биографии сказано, что он, вернувшись в Европу, скончался в Лондоне. В русском справочнике упомянуто (и я слышал такую версию в Нью-Йорке), что художник скончался в Италии. Мне говорили, что он поехал туда к Папе Римскому покаяться в своих грехах и увлечении сатанизмом. Впрочем, весьма возможно, что сам художник пустил такую версию перед своей поездкой в Лондон. Это было бы в его стиле.

Подводя итоги, что можно сказать об Иване Домбровском — Джоне Грэхеме? Пожалуй, он был тем, кого принято называть «человеком Ренессанса» офицер-кавалерист, показывавший джигитовку французам в Буа де Булонь, теоретик искусства, модернист и классик, дон Жуан, поляк и запорожец одновременно, слуга Господень и сатанист — какая поразительная смесь в одном человеке! Никакой школы Грэхем не создал, он промелькнул на небосклоне американского искусства подобно комете, явление которой запомнится надолго. Меня часто спрашивают — оказало ли русское искусство какое-либо влияние на американскую живопись? Ответ я даю отрицательный, но добавлю, что отдельные русские художники-эмигранты своим творчеством и своми личностями дали Америке очень много. Вспомнил Рериха, Фешина, Анисфельда, украинца Архипенко, Челищева, Судейкина, Дерюжинского, Бермана — список можно продолжить. В их число надо включить и Джона Грэхема, фантастическую, ни с кем несравнимую личность, без которой американское искусство стало бы беднее.

Сергей Львович Голлербах, июль 2010 года.

Метки: , , , ,
Рубрика: Колонка искусствоведа
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 5 287

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter