Галерея «PORTMAY»: «Витражи: Избранные выставки», 23 июля 2010 года — 23 августа 2010 года

Визит в галерею

Каждая состоявшаяся в творческом смысле выставка, которая оставляет в сознании и сердце зрителей свой образ, способный не меркнуть долгие годы, только на первый взгляд представляет собой всего лишь простое собрание художественных экспонатов, будь это произведения живописи, графики, скульптуры, фотографии, арт-объекты или инсталляции любого толка. Выставка, если она обладает подлинной художественной силой и глубиной, собственной, только ей присущей архитектурой, если она действительно открывает самостоятельный художественный мир художника или группы авторов, если она снабжена притягательными путеводными знаками, которые расставляет галерея, — это всегда завораживающее путешествие. Это маршрут личных открытий зрителя, пройдя который, он уносит выставку с собой. Или не уносит, если ступает на давно известную, знакомую ему до камешка дорогу, в окружении банальных, намозоливших глаз пейзажей, или вдруг понимает, что попал в местность, непонятную ему, чуждую, а то и пугающую, тогда зритель, понятное дело, спасается с выставки бегством. И порой такого зрителя можно понять: мало, что ли, выставок неудачных, скучных, бездарных во всех смыслах, к тому же есть личные устоявшиеся эстетические предпочтения, есть, наконец, душевное состояние посетителя выставки, которое порой отторгает всё на свете, включая и эту конкретную выставку.

Вообще, не перечислить все нюансы зрительского восприятия, это сфера тонких переживаний, связанных с личным мировоззрением, эстетическим вкусом и так далее. Но беда, если талантливый художник, оригинальная тема выставки, своеобразная художественная идея, заложенные в её основание, не привлекают зрителя всего лишь по чисто галерейным просчетам, небрежности и скудоумию. Произведения, понятно, принадлежат авторам, но выставку организует галерея — этот принцип всегда был определяющим для галереи PORTMAY. И есть некий набор тех самых путеводных знаков, оформляющих выставку, направляющих зрителя, использование которых способно превратить выставку в то самое захватывающее путешествие.

Экспозиция «Витражи» никоим образом не подведение итогов, хотя за плечами галереи уже пять лет работы, это попытка дать концентрированный образ избранных выставок, состоящий из афиши, одного произведения и сопровождающей статьи. Это воспоминание о выставке в трех её ипостасях: полиграфической, собственно художественной и искусствоведческой, то есть литературной. Это обнажение самой структуры выставки, своего рода взгляд в её сердцевину сквозь оптику. Конечно же, корпус произведений, выстроенных в ритмичную, выразительную экспозицию, подчеркивающую достоинства каждой работы в отдельности, художественный замысел и авторский стиль в целом, — это главное содержание любой выставки, но как важны порой детали!

Если вспомнить известную поговорку, что человека встречают по одёжке, то определенно можно сказать, что выставку встречают по афише, или, допустим, по пригласительному билету. Афиша — это визитная карточка одновременно и автора, и выставки, ну и, конечно же, галереи. В галерее PORTMAY со времен самой первой афиши, что представляла выставку современного приморского авангардного искусства «Шествие с Востока», стремятся к тому, чтобы афиша не только ярко отображала художественную суть выставки, но и сама по себе становилась одним из её произведений. Как правило, отбирается наиболее характерная для автора картина, которая сразу же даёт ощущение его манеры, очерчивает круг его интересов и тем. В создании эффектной, эстетически привлекательной, информативно насыщенной афиши взаимосвязано всё — и сама выбранная работа, и название выставки, и шрифт, и цветовой фон. И когда все это удачно совпадает, начинает гармонично дополнять друг друга, тогда афиша действительно способна стать доверенным лицом всей выставки, которое можно отправлять в городское пространство, поскольку афиша — это ведь часть галереи и выставки, вынесенная на улицу.

Например, рыба-птица, которая уже давно превратилась в символ, личный творческий знак Евгения Макеева, летит/плывет на афише нежного сиренево-серого цвета, столь свойственного его живописи и графике. А названием выставки стало наименование одной из его работ: «Глубоко в небе, высоко в море» — и эта парадоксальная метафора тоже хорошо выражала философское содержание его выставки. В случае именно с этой афишей был использован ещё и эпиграф из песни Гребенщикова: «Жемчужная коза, тростник и лоза, / Мы не помним предела, мы вышли за», который служил своего рода поэтическим паролем для проникновения в полный фантазии мир художника.

У галереи изначально существует собственный фирменный стиль, разработанный еще студией «Форт Росс», — это и логотип галереи, и макеты афиши, каталога выставки, пригласительного билета и буклета, и сайт, который на сегодняшний день включает информацию обо всех выставках и многих постоянных авторах галереи с портретом, биографией и отдельными работами. Сам стиль афиши мгновенно узнаваем, причем, что важно, издалека, какую бы выставку она не представляла, но всякий раз афиша несёт в себе своеобразие конкретного автора и выставки. Так, дерзкое, авангардное всегда и во всем искусство Александра Киряхно выразительно отразилось и в макете афиши — экспрессивный по цвету и линии абстрактный рисунок целиком занял все пространство афиши без всякого цветового поля, ошеломляя и притягивая с первого взгляда. А афишу выставки Лидии Козьминой «История светлых времен» известный фотограф и дизайнер Михаил Павин, который уже несколько лет сотрудничает с галереей, выстроил необычным образом: центральную картину он окаймил отдельными работами художницы, клеймами, если использовать термин иконографии. То есть в этом случае интересно использован индивидуальный прием автора — и афиша стала своего рода самостоятельной миниатюрной выставкой с множеством сюжетов и историй, которые Лидия так любит рассказывать в своих живописных и графических работах.

В статье, что сопровождает каждую выставку, входит в каталог и выкладывается на сайте, как правило, дается не только описание и анализ выставки, а предпринимается попытка создать творческий портрет художника, очертить круг любимых тем, увидеть его творчество в контексте современного искусства. Чрезвычайно важно и любопытно, когда в статье особое внимание уделяется творческому своеобразию художника, его мировоззрению, которое у всякого одаренного автора неизбежно проявляется в работах. Статья — не афиша, её воздействие на зрителя может и не быть сиюминутным. Читать её можно как в начале визита в галерею, так и в конце, можно вернуться ней на сайте, но если она расширит зрительское впечатление об авторе и выставке, если прояснит какие-то не вполне понятные моменты, если поможет полюбить автора, значит, она написана и прочитана не зря. Ведь искусствоведческий текст — это взгляд на выставку совсем из другой культурной сферы, это отражение автора и его творчества в слове. Так у выставки появляется литературное измерение.

И ещё одна важная черта, присущая статьям о выставках в галерее PORTMAY, — это стремление говорить с читателем и зрителем не на тяжелом, усыпляющем искусствоведческом диалекте, а внятным и очеловеченным языком, не затемняющим общую картину выставки, а проясняющим её. В конце концов, эти статьи ведь написаны не для специального искусствоведческого издания с его специальными читателями, а для каждого посетителя галереи. Например, к персональной выставке Владимира Рачева и коллективной выставке художников Шикотанской группы тексты написал замечательный поэт, критик и прозаик Илья Фаликов, родивший во Владивостоке, близкий друг этих художников, живший вместе с ними на их любимом Шикотане. Его статьи — это живое свидетельство современника о целой эпохе, колоритные портреты людей, которых он знает, любит и тонко чувствует их искусство. Конечно, такие, по сути, литературные произведения о художниках дорогого стоят, они волшебным образом приближают к зрителю и личность художника, и его творчество.

Восемнадцать избранных выставок представлены в экспозиции «Витражи», хотя их состоялось более пятидесяти. Произведение, афиша, текст — в этом триединстве перед зрителями предстают выставки, сегодня уже растворившиеся в прошлом, разошедшиеся по мастерским, покупателям, вообще, по свету. Но их образ способен не только вновь пробудить зрительскую память и интерес к художнику, но и открыть автора тем зрителям, кто впервые увидит имя, картину, прочитает статью. Можно сказать, что «Витражи» — это необычная коллекция многих выставок, которую можно посмотреть, перебрать, словно четки, за один раз, погружаясь в разные художественные миры и прислушиваясь к собственной душе.

Александр Лобычев
Арт-директор галереи «PORTMAY»

Галерея «PORTMAY». Адрес: Владивосток, ул. Алеутская, 23А.
Телефон: +7 (4232) 302-493, 302-494.
URL: www.portmay.ru
Галерея работает без выходных с 10 до 19. Вход бесплатный.

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 4 485

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter

Оставить комментарий (Сейчас 1 комментарий)

  1. ГОродниЙ (15.07.2010 в 11:29:36)

    Предлагаю неровно или неравно душных подтянуться в Портмэй 22 июля к 17-ти для зрелого разговора.

    А.Городний