Сергей Голлербах. «Размышления о Шуме»

В нашу жизнь вошёл Шум. Пишу это слово с большой буквы, подобно тому, как мы пишем Добро и Зло. Наша современная цивилизация создала нечто, далеко выходящее за рамки тех звуков жизни, которые сопровождали человека с самых истоков его существования. То были голоса людей и животных, пение птиц, шум морского прибоя, а также грозы, ветры, извержения вулканов. Все они составляли живой, естественный звуковой фон жизни. Положение изменилось с приходом индустриальной революции восемнадцатого века, давшей нам паровой двигатель. Вспомним картинки, изображавшие перепуганных лошадей при виде паровоза. Они чувствовали в нем какую-то чужую, неестественную силу. Изобретение двигателя внутреннего сгорания, появление автомобиля и самолёта и, наконец, радио, телевизор и всякого рода усилители звука завершили заполнение нашей жизни неестественным Шумом. И мир стал иным…

Мне могут возразить, что все это давно уже известно и я повторяю избитые истины… Соглашусь, но всё же замечу, что Шум нашей цивилизации даёт повод к размышлениям о психике человека и о тех изменениях, которые происходят в ней под его влиянием. Давно уже известно, что шум отрицательно действует на нервную систему человека и множество людей ненавидят его. Однако, ещё большее число его полюбили… Помню, я зашел как-то в один из больших магазинов Нью-Йорка и был буквально оглушён воплями какой-то популярной певички под не менее оглушительную джазовую музыку.

«И как могут служащие выдержать такой шум?» — сказал я моему спутнику. «Да они без него жить не могут» ответил он. Действительно, потребность в звуковом фоне сопровождает людей даже тогда, когда они едут отдыхать на лоно природы, где они сразу же включают радио или телевизор. Пение птиц, шорох листвы при дуновении ветра не удовлетворяют их.

Вспоминаю давно уже виденный мною французский фильм, содержание которого таково: городская девушка едет на велосипеде по сельской местности. Вечереет, наступают сумерки и вдруг ломается её велосипед и ей приходится заночевать в деревне. Она останавливается в доме, где живёт деревенская девушка. Обе они быстро дружатся и проводят всю ночь в разговорах… Под самое утро деревенская девушка говорит городской, что вскоре наступит момент, когда ночное птицы перестают петь, а дневные ещё не начали. «Эти секунды полной тишины мы называем L’Heure Bleue».

Обе решают дождаться этого момента, но когда он наступает, то издали слышится гул приближающегося грузовика и «голубой час» исчезает. Так из мира постепенно, но всё ускоряющимся темпом, уходит тишина. Позволю себе высказать предположение, что множество людей боится тишины… Привыкшие к шуму, они теряются, когда он исчезает и чувствуют себя опустошенными. Природа же, как известно, не терпит пустоты, её нужно чем-то заполнить. Чем же? Да тем же шумом, конечно! Мне вспоминается также рассказ Эдгара По «Человек толпы». Совесть этого человека настолько отягощена совершёнными им преступлениями, что он боится оставаться наедине с самим собой, ему нужна шумная толпа, которая не даст ему возможности думать.

Боязнь одиночества у множества современных людей основана на страхе пустоты, в которой они теряют себя. Шумная масса их поддерживает и спасает. Такого рода людям безразлично, что это за шум, лишь бы он был в их жизни.

Говоря о шумовом фоне, нельзя не вспомнить канадского Философа и социолога Маршалла Маклюэна. Одна из его книг озаглавлена «The Media is the Message». Это трудно переводимое название можно истолковать следующим образом: средства массовой информации перестают быть носителями известий, а сами становятся неким феноменом вне зависимости от того, что они сообщают. Иными словами, они становятся Шумом, сопровождающим человека во все часы его бодрствования.

Можно, пожалуй, сказать и проще: Форма «съела» Содержание. Причём Форма не органическая, а механическая, искусственная.

А теперь позволю себе небольшое отступление, которое может многим показаться излишним: что, если мы рассмотрим современный Шум с религиозной точки зрения? Вспомним, что согласно верованиям, Дьявол является людям «в шуме и во мраке» («в шубе и во фраке» — шутили в старые времена). И что же, автор этих строк встречал людей, которые считали современные дискотеки и ночные клубы, где во тьме, при резких вспышках света и под оглушительную музыку «тяжёлого металла» извиваются и корчатся тела юношей и девушек, если не преддверием Ада, то, по крайней мере, предвестником Царства Антихриста. Только шубы и фраки заменены кожаными куртками и джинсами. Относясь к этому с иронией, мы не можем не признать, что с чисто зрительной точки зрения в таком восприятии заложена доля художественной правды.

Конечно, шум и мрак всегда пугал людей и мы можем задать себе вопрос — почему современный человек старается искусственно их воссоздать? Картины Страшного Суда и адского пламени были предупреждением о грядущей каре за грехи. Сейчас же, мы можем сказать, они стали развлечением, подобно «камерам ужасов» в увеселительных парках. Шум служит неотъемлемой их частью.

Следует добавить, что стихийные бедствия — бури, грозы, наводнения не воспринимались русским человеком как проделки Дьявола. «Это Бог нас наказывает за грехи наши» — говорилось в народе… Размышляя об особенностях нашего родного языка, я задумался над выражением «нечистая сила»… Оно обозначает Силы Зла, но главное в нём — «нечистота». Мы употребляем также слово «нечисть». Зная, что планета наша постепенного все быстрее и быстрее отравляется отходами нашей индустрии, загрязняются почва, вода и воздух, нельзя ли тут провести параллель с понятием «нечистая сила»? Такая мысль может вызвать только смех, но всё же с какой-то логически-художественной точки зрения в ней заложена доля правды… Юморист Эмиль Кроткий написал как-то, что у кузнеца Вакулы, посадившего чёрта в мешок, был летательный аппарат мощностью в одну нечистую силу.

Сотни и сотни тысяч «нечистых сил», не чертей, конечно, а двигателей внутреннего сгорания, наполняют сейчас небо и землю, отравляя их своими ядовитыми газами и оглушая всех своим Шумом. К чему же приведет все это? Оставаясь на той же религиозной точке зрения, мы неизбежно приходим к понятию Апокалипсис. Четыре его всадника несут кары Божии — первый из них — ядерное оружие, второй — химическое, третий — биологическое, а четвертый — всякие компьютерные вирусы, способные уничтожить всю электронную систему мира. Перед ними, однако, несётся их вестник — автомобиль на предельной скорости с радио, запущенном на полную мощность… Не музыка, не пение несётся из него, а инфернальный рёв, возвещающий Конец Мира.

«Перестаньте пугать нас Вашим религиозным бредом!» — скажут мне. Что им ответить? Может быть просто погромче поставить радио и этим заглушить их голоса? Да не поймут они, слишком уже привыкли к Шуму!

Сергей Львович Голлербах, декабрь 2009 года.

Метки: , , , ,
Рубрика: Колонка искусствоведа
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 5 790

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter