Ольга Ненаживина. «Восточный дневник». Владивосток, 2003


Графика и поэзия

О. Ненаживина, судя по ее работам, выбрала свое специальное направление в изобразительном искусстве. Художнику ближе всего оказалась графика с ее контрастным и одновременно загадочным двуцветным, многозональным миром, иногда подсвеченным акварелью. Бумага, тушь, перо, кисть – вот подсобные материалы и инструменты О. Ненаживиной. С их помощью она творит тот мир, который ее окружает в ракурсе собственного и свободного видения. В чем же его особенность?

Ненаживина Ольга. «Начало»

«Начало»

Мифопоэтическая созерцательность отличает художественное мироощущение О. Ненаживиной. Для нее нет границ между миром социальным и несоциальным – флорой и фауной: одно естественно взаимосвязано с другим и совершенно равноценно. Солнце, человек, лианы лимонника, рыба, жасмин, собака, горы, море, листья – все становится продолжением космоса, той целокупности, которое объединяет все. Такое всеобщее проникновение и отражение определяет суть творчества у Ненаживиной, ее настроений, ощущений, образов, графической линии. Серия «Восточный дневник» (2002—2003) – наиболее ярко свидетельствует об этом. Здесь каждая картинка сопровождена стихотворением. Одно переживание выражено на языке графики и поэзии, дополняющих друг друга, существующих неразрывно, меняющихся информацией, смыслоперетекающих.

Обычно дневнику доверяется сокровенное. У О. Ненаживиной запечатлено 21 отражение самого дорогого и ценного в ее жизни, что одновременно близко и понятно каждому. Названия работ, как камертон, определяет точку соединения, изображенного и высказанного. В потоке ощущений, выраженных линией и словом, всякий раз заглавие обнажает суть, ценностный смысл произведения, является общим и для графического, и для поэтического фрагментов: «Ветер», «Судьба», «Вместе», «Мечта», «Дочь», «Путь», «Дом», «Полет», «Вечность»

Колесо перемен, метаморфозы воображаемого и сущего, игра, как универсальный закон творчества, вуаль обманов и самообманов, любовь, преображение в полете, власть случая, ожидание счастья, первоначала бытия – все это высказано в цикле «Восточный дневник». Почему же Восточный?

Возможно потому, что культурное пространство русского Востока ассимилирует с культурами Японии, Китая, Кореи. Узел этих связей становится надежнее и крепнет в творческих встречах, на художественных выставках, в проектах биенале. Искусство О.Ненаживиной вызывает живой отклик в сердце жителя востока совсем не случайно: он находит в ее работах собственное ощущения, узнает традиции своего национального мира. Корреляция этих отношений обеспечивает взаимопонимание, общность духовных переживаний, ассоциаций, порождаемых в едином гео и гелиопространствах, на другом от Запада крае – Востоке.

Возможно, именно поэтому творчество О.Ненаживиной отличает перегруженная метафоричность, свойственная восточным орнаментам, графическим изделиям, самому духу восточной медитации и созерцания, что отражено в пластике и витиеватости, закрученности и округленности, смягченности улиткообразных линий, что и способствует созданию выражения неспешности, покоя, примирения с неизбежным, навсегда застывшего в лице и в глазах восточного человека. Этим чувством Востока в высшей степени обладает О.Ненаживина. Оно естественно и природно для нее, как для ребенка. Также естественно, свободно и легко выходит из ее души сотворенный в пластических линиях графики образ поэтического мира О.Ненаживиной – открытого человека и замечательно тонкого, талантливого художника-графика.

О. Дилакторская
доктор филологических наук, профессор

Страницы: 1 2

Метки: , ,
Рубрика: Персональные выставки
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 7 131

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Digg
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Google Buzz
  • Twitter