Артэтаж — музей современного искусства: Алексей Онуфриенко «Сотворение», 15 апреля — 10 мая 2011 года

Панно, керамика, графика, объекты

Алексей Онуфриенко

Алексей Онуфриенко

Онуфриенко Алексей Пантелеевич, заслуженный художник России, доцент кафедры интерьера ДВГТУ (ДВФУ). Родился 31 марта 1941 года на Дону, в казачьем хуторе Елкин.

В 1970 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной по специальности декоративно-прикладное искусство (декоративная пластика). С 1970 по 1977 год преподавал во вновь открывшемся отделении декоративного искусства художественного училища г. Фрунзе, одновременно активно участвовал в проектировании и реализации нескольких крупных объектов в архитектуре республики Кыргызстан: киргизский университет, министерство автотранспорта, пансионат «Киргизское взморье» на Иссык-Куле, гостиница «Пишпек», парковые декоративно-монументальные композиции. Некоторые работы опубликованы в журналах «Архитектура СССР», «Декоративное искусство СССР», «Монументальное искусство».

По приглашению руководства Приморского края, в 1977 году Алексей Онуфриенко переехал в г. Владивосток. Сразу включился в активную творческую работу. Выполнил объекты: тематический рельеф с мозаикой на видовой площадке фуникулёра, парковые композиции на 2-й речке, озера Чан, ул. Гоголя, на Спортивной набережной, в первомайском районе и т.д. Алексей Пантелеевич является также автором декоративных композиций в интерьерах Института географии ДВО РАН, ВГУЭС, юридического факультета ДВГУ и др. Одними из последних работ, выполненных в мозаике, стали: Триумфальная арка цесаревича, Храм-часовня святой Татьяны, Храм святого Игоря Черниговского.

Алексей Пантелеевич является членом Союза художников России с 1993года, неоднократно избирался в состав правления Приморского отделения СХ России, а с 1996 по 2010 год был председателем декоративно–прикладной секции приморского отделения СХ России. Секцией проведен ряд выставок в стенах СХ, в музеях и галереях края, на базе музея им. Арсеньева создана «Улица мастеров», члены секции являются постоянными участниками международных выставок «Владивостокское бьеннале визуальных искусств». Алексей Пантелеевич, ведет активную выставочную деятельность, является участником городских, краевых, зональных, республиканских и зарубежных выставок. Был главным художником Владивостока (в 1979 и 1994 гг.) Во время работы на этой должности способствовал реализации ряда крупных проектов — мозаичных композиций, стел, парково-скульптурных и мемориальных комплексов.

С 2007 г. Алексей Пантелеевич ведет преподавательскую деятельность в институте Архитектуры, Искусств и Дизайна ДВГТУ (ныне ДВФУ) на кафедре Интерьера. Его ученики становились неоднократно дипломантами международных, российских и краевых смотров – конкурсов архитектурно-художественного творчества, участвовали в выставках СХ приморского отделения и награждались дипломами от Союза Художников. Работы студентов, выполненные под его руководством, будут так же экспонироваться.

В названии выставки «Сотворение» предлог «со» предполагает соучастие в акте творения – кого? В первую очередь — это материал и, конечно, это благодарный отзвук от окружающей среды — природной и человеческой, которая впитываясь становиться невольно сотворцом…

Стекло, глина требует от автора лаконичности, условности формы и рождаются композиции которые содержат в себе, скорее намек, символ, пластический мотив, чем конкретное изображение. Бетон суров и требует монументальности, а мастер в ответ сообщает ему несвойственную легкость, подвижность форм.

Изначальный ритм, свойственный природе всегда в основе композиций, так же как и природные персонажи — дерево, цветок, река, морские обитатели… Иногда они конкретны, а иногда это сложные метафоры – дерево-космос, мак-солнце, река – легенда… Ритмы городской повседневной жизни, перекликаются с ритмами космоса, дают ощущение единства. Иногда ритм «очищается», теряя узнаваемые признаки предметности и становится главным героем.

Алексей Пантелеевич не только творит композиции оригинальные, авторские, но и дарит идущие от души импульс радости и позитива. Графика его, напротив личностна, даже интимна — передает «закулисье» творческих поисков, пртиворечий ….это внутренний мир, скрытый от глаз. А для всех Алексей Онуфриенко – это солнечный художник, который дарит разговор о главном и умеет даже серьезные проблемы показать смешными, не страшными…

Лапшина Е.А.
Профессор, декан факультета искусств,
Зав.кафедрой интерьера АРХиД, ДВГТУ (ДВФУ)

Онуфриенко Алексей окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ). При поступлении он выбрал отделение художественное стекло и керамика. Стекло, глина и обжигающий огонь исключают иллюзионизм изображения, требуя лаконизма, доведенного до символа.

Онуфриенко Алексей избрал вид деятельности художественного творчества как « декоративная пластика». Он творит вещи авторски оригинальные, идущие от дущи и фантазии, а главное от живого импульса природы, от впечатления и ассоциаций.

В таких композициях как «Взлет», «Музыка небес», «Вечность», «Просторы», Онуфриенко самым головоломким отвлеченностям дает чеканные воплощения с властной уверенностью единственного знатока образных символов. При этом он внушает вам, как, преодолевая тяжесть земного притяжения, рвутся вверх готовые взлететь подобия горных пиков. У него поистине «звучит» многоголосым органным штормом хоровод труб-вертикалей из керамики. Все его пластические метафоры делают выдумки художника очень весомыми, ибо дарят нам чудесную радость узнавания-разгадки.

Все переиначивать, знакомому в жизни находить в искусстве парадоксальную форму выражения — это кредо художника. Он создает ощущение игровой легкости от своих фантазий, нет в них вымученности и желания выглядеть любой ценой оригинальным.

Но не следует думать, будто игра – это всегда несерьезно, что она приемлема разве что в декоративной пластике. Отнюдь. Как раз из карнавального «шиворот-навыворот» возникли очень содержательные и острые вещи. Только смутное время выбрасывает такую «морскую пену»-маргиналов, каких мы видим в ошеломительных гротесках Онуфриенко.

Сумасшедшая «сдвинутость» их пластики становится иносказанием душевной и социальной дефективности этих антигероев нашего времени. «Штаны», «Сограждане», «Семейное ярмо», «Хахаль», «Доктор-клизма», — это и плод «сердца горестных замет» и это же мужицкий крутосоленый обжигающий смех. В них есть нечто от актуальной сатиры.

Основной вид творчества Алексея Онуфриенко – это объекты внутри городской среды, монументальный вариант все тех же творческих устремлений. Но роль и назначение конечно иные нежели в станковых композициях. Ландшафтная пластика Онуфриенко во многом вызвана потребностями эпохи урбанизации. Скрепляющим звеном между человеком и отчужденной архитектурой стала декоративная пластика. Ее назначение не изображать нечто, а жить активно в городской среде, внося в пространство прямой линии и прямого угла живые ритмы и формы природы. Онуфриенко Алексей первым среди художников Владивостока пошел по этому пути. Его декоративная пластика на Видовой площадке у фуникулера, в Спортивной гавани, в сквере на Второй речке, в районе кинотеатра «Галактика» — яркие примеры в этом направлении. Их пластика гибкая, прихотливая, текучая, замешанная на ассоциациях, вольных подобиях формам приморской природы, ее округлым сопкам, вечному движению водной стихии, причудливым лианам в тайге, выпуклостям морских раковин и валунов.

Эти работы, как эхо, как отголосок и потому каждый их может «расслышать» по- своему. Они вырастают прямо из городской почвы, как цветы на клумбах и подобно им декоративно украшают город.

Виталий Кандыба,
искусствовед

Артэтаж — музей современного искусства, ДВФУ
Адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Аксаковская, 12
Телефон: +7 (4232) 608-902
График работы: понедельник — пятница с 10 до 18, суббота — воскресенье с 11 до 17, вход бесплатный

Метки: , ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 5 562

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter

Оставить комментарий (Сейчас 1 комментарий)

  1. Василий дутчин (17.06.2016 в 21:17:28)

    Я рад небольшому промежутку знакомства с Алексеем в бытность нашей работы в художественном училище г.Фрунзе. — Только оочень теплые о нем воспоминания. Спасибо Хорошему Человеку!