Тихоокеанское издательство «РУБЕЖ»: книга французского беллетриста Жозефа Кесселя «Смутные времена. Владивосток 1918—1919 гг.»

Тихоокеанское издательство «Рубеж», при поддержке «Альянс Франсез-Владивосток», выпустило книгу известного французского беллетриста Жозефа Кесселя «Смутные времена. Владивосток 1918—1919 гг.»

Французский писатель Жозеф Кессель был сыном врача-еврея, выехавшего из России в Аргентину в конце XIX века. Ряд его сочинений связан с Россией и русскими (например, роман 1927 года «Княжеские ночи» о русской эмиграции), и он даже писал по-русски в начале литературной карьеры. А знаменитый фильм Луиса Бунюэля «Дневная красавица» был снят по давнему, тоже двадцатых годов, одноименному роману Кесселя.

«Смутные времена» опубликованы во Франции в 1975 году, в русском переводе они выходят впервые. Это поздняя вещь, автору, вспоминающему молодость, уже под восемьдесят. В 1918-м Кессель, двадцатилетний летчик, воюет в Европе с немцами. В его эскадрилье объявляют набор добровольцев — ехать в Сибирь, где союзники формируют новую армию. Цель армии – остановить немецкие войска между Уралом и Волгой. А в итоге лейтенант Жозеф Кессель в составе Французского легиона оказывается во Владивостоке…

Вот как отозвался на «Смутные времена» в Mockow Revew of Books известный московский прозаик Михаил Бутов: «Кессель описывает, как беженцы из разных областей, месяцами продвигавшиеся по железной дороге все дальше на восток, оказываются в некоем абсолютном конце пути – дальше предел, край света под охраной японских броненосцев, двигаться физически некуда. Люди остаются в теплушках, так и умирают от тифа – целыми составами. Это очень точно. Думаю, всякий, кто бывал во Владивостоке и видел ничем не примечательный железнодорожный тупик, которым заканчивается Транссибирская магистраль, чувствовал прямое, сильное символическое воздействие этого места – именно через ощущение конца пути слишком большого, чтобы можно было смотреть на него просто как на обычную железнодорожную ветку, предела, за которым поступать нужно существенно иначе, чем поступал раньше, и найди еще – как именно… В Приморье вообще переживание рубежа настигает часто и неожиданно.

Владивостокскому издательству «Рубеж» удивительным образом удалось то, что у других региональных издательств стандартно не получается. И вроде бы план действий очевиден: используй, культивируй, окучивай миф, историю, культурное наследие, современность именно своего региона, претендуя в этом деле на определенную тотальность – и станет понятно, зачем ты нужен, чем отличаешься и должен отличаться от других, в том числе от всяческих центральных издательских гигантов. Попыток-то много, но почему-то как у «Рубежа» — мало у кого выходит. Можно, конечно, сослаться на особые преимущества дальневосточного мифа – первопроходческого, охотничьего, морского, военного и революционного, — на обширное наследство харбинской эмиграции – у какого-нибудь Тамбова, конечно, такой роскоши в наличии нет. Но дело, надо полагать, также и в культуре издателей... Вообще у создавшего издательство Александра Колесова ощутимо стремление, умная страсть к тому, чтобы «подбирать под себя» всё сколько-нибудь стоящее литературное, историческое, краеведческое, что имеет отношение к региону.»

Тихоокеанское издательство «РУБЕЖ»

Метки: ,
Рубрика: Анонсы
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 2 900

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter