Ирина Ненаживина. «Живопись. Часть 1»

Живописные витражи Ирины Ненаживиной

К линии, царящей в рисунках отца, замечательного скульптора и блистательного рисовальщика, Ирина Ненаживина добавила цвет — столь же определенный и графичный по своей художественной сути, то есть без игры полутонов и объемов, с четкой организацией цветовых плоскостей. Ее манера довольно аскетична, поскольку только цвет и линия создают живопись художницы. А если еще точнее, линия в ее полотнах определяет границы и формы локального цвета, сдерживает его прилив — так черта прибоя отделяет берег от океана. Орнаментальные живописные работы Ирины Ненаживиной, пейзажи и натюрморты, оставляют впечатление витражей, которые хочется назвать именно вечерними, когда деревья, сопки, острова теряют в сумерках детали, но приобретают выразительность своими силуэтами и контурами, а цвет утрачивает прозрачность, но становится насыщенным, как старое выдержанное вино.

Сила цвета не выплескивается наружу холста, а словно таится в глубине картины, достигая поверхности матовым свечением лилового, пурпурного, красного, зеленого. Уже сами названия работ ясно говорят, что цвет для автора — это и содержание, и форма, и художественная цель произведения: «Сплошное зеленое», «Все окрасилось розовым», «Лиловая волна». Мир для Ирины Ненаживиной изначально создан не из воздуха, огня, земли и воды, а сразу из цвета, будь это натюрморт или пейзаж. Красный стул или залитая багряным закатом сопка — это всего лишь воплощение именно в этих формах цвета. Даже сам воздух в ее работах лишен привычной пленэрной легкости, он звенит густым цветом — синее стекло неба, желтые кроны деревьев, темно-зеленые тени. Нельзя сказать, что художница совсем отказывается от реалистического взгляда на действительность, а цветом пользуется как бог на душу положит, но она сводит приметы ландшафта к минимуму, отбирая знаковые детали, а цвет акцентирует и усиливает, создавая таким образом не столько конкретные окрестности, например, бухты Витязь, сколько символический, а можно сказать, и архетипичный пейзаж морского Приморья.

И в этом смысле Ирина, конечно же, художник побережья, она выбрала для себя основные его символы — море, острова, берег, облака, сопки и скалы, редкие деревья, и уже из них создает собственный образ приморского пейзажа. И в этом она верная ученица Виктора Федорова, творческое общение с которым явно помогло ей обрести свою стиль, свою палитру цветов и выстроить принципы композиции, осью которой становится, прежде всего, горизонт — сердцевина пейзажа, его нерв и струна. Единственно верная, напряженная линия горизонта, да еще, пожалуй, береговая черта способны собрать все полотно воедино, превратить его в звучащее пространство, сотворенное цветом и линией. Так, например, звучит у Ирины картина «Грань», где белая, чуть наклоненная полоса прибоя отделяет синюю громаду моря от золотой охры берегового песка. Так линия горизонта становится линией творчества, линией жизни, которая не умещается на ладони...

Александр Лобычев

P.S. Информацию о Ирине Ненаживиной, а так же другие ее работы вы можете посмотреть в галерее «Арт Владивосток» в разделе: живопись.

Метки: , , , , ,
Рубрика: Персональные выставки
Дата публикации:

Всего просмотров страницы: 14 056

  • Facebook
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • LiveJournal
  • Мой Мир
  • Одноклассники
  • Blogger
  • Twitter

Оставить комментарий на Манаева Роза Федаевна (Сейчас 3 комментария)

  1. Ольга Ненаживина (15.04.2009 в 02:55:41)

    Ирина — Великий живописец!

  2. Ольга Тенякова (04.06.2009 в 08:42:46)

    Завораживающие работы... Когда будет следующая выставка?? Очень хочется посмотреть на новые !!

  3. Манаева Роза Федаевна (01.07.2009 в 20:18:26)

    Удивительно гармоничный мир открывает нам Ирина. Спасибо особое за сплошное зеленое. Радостно, оптимистично. Дай Вам Бог.